«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге
Анна Землянская, 12 декабря 2024
Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации стритов. Обсудим питерскую аудиторию и какой она предстаёт в глазах выступающих. А ещё затронем тему заработка и выясним, от чего зависит количество полученных со стритов денег.
Артур Сосновский – 25-летний уличный музыкант с двухлетним опытом выступлений. Играл более чем на 20 площадках Петербурга как сольный исполнитель, а также в различных составах: с пианистом, вокалистом, басистом и скрипачом. Предпочитает исполнять репертуар в таких жанрах, как блюз, джаз и рок-н-ролл.
Нужно ли образование, чтобы играть на улице?
В целом, музыкальное образование не нужно. Если мы рассматриваем уличные выступления как заработок, то перспективнее всего играть какие-то ходовые, попсовые вещи – а они обычно достаточно простые. Если человек умеет играть и петь одновременно, он уже, в принципе, может выходить на улицу и зарабатывать деньги.
В чём отличие питерских площадок для выступлений от локаций в других городах?
Я играл только в Минске и здесь, в Питере. Тут удобнее в том плане, что процесс лучше организован. В Питере есть специальная группа с различными чатами. Один человек много лет назад этим занялся, и теперь всё работает по его лекалам. Есть, конечно, свои нюансы, но в целом тут со стритом намного проще. Даже правоохранительные органы относятся более лояльно.
Развей, пожалуйста, миф: играть на улице всё-таки легально или нет?
1 мая 2023-го года вышел закон о регулировании уличных выступлений*. Но эта система не работает. Выступление необходимо бронировать за 10 дней, если ты играешь акустику. В других случаях, даже с маленьким комбиком на 10 Ватт, – примерно за 30 дней.
На деле, во-первых, ты не знаешь, что будет через месяц, ты просто хочешь выйти и поиграть сейчас. Во-вторых, пока не отыграл выступление, ты не можешь забронировать следующее на этой же точке. Получается, что на акустике ты отыграешь всего трижды за месяц.
И третий момент: несмотря на всё это, каким-то образом часть точек бронируется на месяц вперед с 12 до 8 вечера. А это целый рабочий день. Например, место у “Спаса на Крови” постоянно забивают саксофонисты. Как оно работает – я не знаю. В общем, система нерабочая, и ей пользуются только для очень прибыльных точек вроде Дворцовой площади.
Часто ли прогоняют во время выступления?
Это тоже, как я понимаю, очень странно работает. Когда указка сверху поступает, тогда и гоняют. Я с сотрудниками полиции разговаривал. Спрашивал прямо: “Могу ли поиграть здесь ещё, или вы меня повяжете?” Они в ответ ссылаются на указ администрации. Ощущение, что обострение периодически накатывает, потому что в другие дни они спокойно относятся к стриту, если жители не жалуются. Но ночные выступления – отдельная история.
А что особенного в ночных выступлениях?
Это страшно, потому что нельзя шуметь после 23-х. Если кто-то позвонит – сразу приедут и повяжут. Если этого ещё не произошло, значит, никто не пожаловался и играть можно. Я в ночном стрите не прокачан: пару раз выходил, каждый раз приезжали – и я убегал. А так бизнес процветает, хотя там есть свои нюансы. Для таких выступлений существуют отдельные чаты и бронь. В Питере много точек, где музыканты играют по ночам.
Какие самые популярные площадки для игры?
Это преимущественно центр: Дворцовая площадь, например. Для неё есть отдельный чат на 200 человек, где постоянно ведутся «войны» за эту точку. В арке Главного штаба рядом с Дворцовой площадью тоже часто играют, и там места забиты на месяц вперёд. Это неформально, если что: официальной точки там нет. За неё тоже музыканты «воюют». А они люди специфичные – могут послать или ударить.
Как относишься к игре в транспорте?
Я как-то в троллейбусе играл. У нас с напарником-клавишником был проект “Музыкальные троллейбусы”. Мы играли только инструментал, босанову для фона – и это я уважаю. Я только за непримечательную музыку и не очень хорошо отношусь к игре в транспорте, когда это навязчиво. В троллейбусе мне понравилось играть, это прикольно. Правда был большой шанс упасть на поворотах или в случае какой-то аварийной ситуации. Бывает, ещё по электричкам ходят. Я такого не делал, но у каждого свой хлеб, видимо.
Можно ли заработать себе на жизнь только благодаря игре на улице?
Могу сказать про себя, что зарабатываю немного относительно других, потому что играю, что мне нравится. Люди кидают деньги за песни, которые узнают. Мою музыку чаще всего слушает узкий круг людей, поэтому я зарабатываю меньше: примерно 700 рублей в час. Иногда может накапать 3000 за то же время, а иногда можешь три часа отстоять и получить 200 – у меня такое было. Это всё нестабильно: зависит от репертуара, времени суток, места.
Но многие люди живут только на стриты. Я и сам живу преимущественно на стриты. Зарабатывать можно и вполне успешно. Однако, когда выступления перерастают в полноценный заработок, это может сказаться на твоëм отношении к музыке: ведь ты начинаешь играть то, что тебе приелось или не очень нравится.
Плюс ты должен постоянно быть в тонусе, потому что иначе тебе никто не будет кидать денег. В этом плане, конечно, есть шанс устать и перегореть. Многие люди перегорают, но потом возвращаются, потому что стрит затягивает. Это уже как наркомания: адреналин и жажда обмена энергией с публикой перевешивают всё, что было до.
Насколько погода и время года влияют на выступления?
Влияют очень сильно. Летом ситуация двоякая. Играть удобно и классно, кругом туристы, ведь в Питер часто приезжают именно из-за уличных музыкантов. Но при этом много конкуренции. Встать где-нибудь без брони бывает нереально. Надо что-то бронировать постоянно, продумывать наперёд, а там могут опять забить точку на месяц – и всё.
Зимой становится посвободней. 80% удаляется, потому что холодно: никто не хочет мёрзнуть и заболевать. Я играл в это время года, знаю и других людей, кто играет. Они надевают серьёзное обмундирование: перчатки, шубы. Выступают с перерывами – поиграл час, пока руки не окоченели, погрелся, потом обратно вернулся.
В Новый год играть выгоднее?
Зимой у меня было больше заработка, потому что конкуренции нет и люди тебя жалеют. Меньше музыкантов на улице в целом – значит, больше внимания обращают конкретно на тебя.
А ещё влияют время суток и жанр. Если играешь что-то попсовое, что у всех на слуху, то лучше выходить вечером, когда люди гуляют и ожидают услышать музыкантов. Днëм лучше играть что-то более специфичное: выше шанс найти того самого ценящего зрителя. Это лично моё наблюдение.
А погода? Питерские дожди сильно мешают?
Да, конечно. Постоянно спонтанные дожди, и нужно спасать аппаратуру, а ещё себя, чтобы не заболеть. У меня был напарник, и он постоянно носил с собой водонепроницаемое покрывало для техники. Если что, сразу всё накрывал. Из-за того, что выступали вдвоём, аппаратуры было больше. Взять и унести всё под крышу было нереально.
Я помню: как-то даже под дождём играл. Взял комбик, надел на него пакет. Гитара и так была уже потёрта жизнью. Заработок тогда был меньше, конечно. Люди либо прятались от дождя, либо думали только о том, как бы поскорее дойти до дома и не промокнуть. Так что это неблагодарное дело. Не играйте под дождём, ребят!
Какая длительность выступлений оказалась наиболее оптимальной по твоему опыту?
4 часа – это стандарт. Можно устроить перекур, но обычно на стритах больших перерывов не делают. Иногда, пока ты стоишь, к тебе могут подойти с вопросами: «Ну чё, играть будешь?». Да и самому как-то странно стоять. Ты играть пришёл – так играй. На самом деле, 70% заработка приходятся где-то на 30 минут из 4 часов игры. В какой-то момент происходит прайм-тайм: люди собираются, начинают слушать тебя, происходит некий обмен энергией и подключаются новые зрители. Эти полчаса наиболее важные.
Мой максимум – 7 часов игры, но это сильно выматывает: приходится постоянно находиться в тонусе. Многие выступают целый день. Это 3 часа утром, перерыв, 3 часа в другом месте, снова перерыв и на другую точку. Это сумасшедшие люди. Я не знаю, откуда у них столько энергии. Стритовская компания – это отдельный разговор. Там люди попадаются и странные, и интересные, и весёлые…
Расскажешь про кого-нибудь из них?
Я знаю человека, который играет на улице больше 20 лет. Он, наверное, зарабатывает меньше всех среди уличных музыкантов: вообще потерял кайф от выступлений, сидит с поникшей головой и перебирает красивые мелодии… Когда к нему подходят такие люди, как я, разговаривают с ним и просят сыграть что-то интересное – он радуются. А так, такие люди – заложники стрита.
Ещё знаю одного музыканта – с псевдонимом «Скульптор». Он играет dark blues с восточными нотками. Тоже долго в стрите, а зарабатывает меньше меня, хотя играет намного интереснее. Я такого нигде не слышал, и это совершенно уникальная музыка. Люди просто проходят мимо, им вообще по барабану. А ему уже ничего не надо: не подстраивается под публику и играет, что нравится.
Какие предпочтения у питерской аудитории?
Если пройтись по Невскому, там будет примерно одно и то же, потому что люди чаще всего откликаются на самое ходовое. Это группы “КИШ”, “Звери”, “Кино”, “Сплин”. Ещё “Машина времени”, но реже. Обычно любят отечественные вещи, которые все знают. Не факт, что слушают, но знают. Уличные музыканты заучивают этот репертуар от и до. Зачастую песни им настолько приедаются, что они никогда больше не будут их слушать.
Как прошло твоё первое выступление?
Первое выступление было в Питере. Я приехал сюда, когда у меня было только 30 тысяч в кармане. Сказал родителям, что я на 2 недели отдохнуть, а у самого были грандиозные планы. Я приехал, отдал 15 тысяч за квартиру и 15 тысяч за комбик с гитарой. То есть, создал себе ситуацию, в которой вынужден был работать. Нужно – значит иди, никакой лени.
Пошёл на первую попавшуюся точку, встал у метро и начал играть. Посыпались какие-то гроши, и я понял, что в принципе смогу. Потом наткнулся на других людей и вписался в эту тусовку. В первый раз, конечно, страшно было, но я создал для себя ситуацию, где не было пути назад.
Быстро прошёл страх?
На самом деле да, быстро. А чего бояться на стрите? Что тебя побьют, обворуют, докопаются? Нет, люди в Питере преимущественно добрые. Если им не нравится, что ты играешь, они пройдут мимо. Конечно, бывают исключения, но и плевать на них. Я как-то выступал с песней «Stairway To Heaven» Led Zeppelin. Играл только первую часть, потому что дальше под соло нужен был какой-нибудь минус, ритм, а у меня этого не было. Ко мне женщина подходит с вопросом: «А где соляк?». Потом сказала, что без соляка нет смысла играть тогда. Это не было неприятно, скорее просто забавный момент.
В чём главная сложность игры на улице?
Наверное, самое важное и трудное – не расстраиваться. Когда ты выходишь на стрит, играешь какое-то время и что-то не получается, бывают моменты, когда хочется взять и уйти домой. Такие эпизоды надо просто перетерпеть.
Иногда тебя не слушают вообще: играешь чисто для себя. Такое может произойти когда угодно, не только на начальных этапах. Независимо от уровня игры и репертуара наступает момент, когда вообще не прëт: чувствуешь, что больше ничего не хочется. Но это проходит.
* Парламент Санкт-Петербурга принял законопроект, запрещающий с 1 мая 2023 года выступление уличных музыкантов без согласования с городскими властями – по информации от «Коммерсанта»
Пока без комментариев