English

Информационно-образовательный портал

ЗООПСИХОЛОГ ДМИТРИЙ ТАРАСОВ: «ЖИВОТНЫЕ – КЛЮЧ К ПОНИМАЮ ЕДИНЫХ ЗАКОНОВ МИРА»

Виктория БУТАКОВА, 31 июля 2015

Представьте себе: в вашей жизни есть кто-то близкий. Вы любите друг друга, но в ваших отношениях появились проблемы. Следующий кадр: вы у психотерапевта. Вы решаете проблемы и взращиваете свое взаимопонимание. Теперь перевернем картинку: в ней есть что-то необычное. Вы сидите со своей собакой напротив зоопсихолога. Дмитрий Тарасов, зоопсихолог, директор первой в России школы отношений человека и собаки «Компаньон» рассказал корреспонденту «Первой линии» об уникальной школе и новом для нашей страны направлении в психологии и кинологии.

Untitled

– Ваша школа не имеет аналогов в России, то есть Вы – единственный человек в стране, который занимается практической зоопсихологией. Как выглядит процесс обучения?

– Наша школа действительно уникальна. Раньше существовали только школы дрессировки, и направлены они на служебных собак. Туда приходили и владельцы домашних собак, но не находили ответов на свои вопросы: им не так важно, чтобы питомец брал двухметровые барьеры, а важно, чтобы он был послушным и чистоплотным. Именно этим мы и занимаемся. Школа, курс, программа, наши методы работы – все это создано нами, хотя они и вобрали в себя очень много разных областей науки. Мы пользуемся и тем, чем пользуются кинологи, этологи, ветеринарные врачи. Но наш ноу-хау – это базовый курс воспитания семейных собак, школа сделана именно для собак-компаньонов, то есть домашних, какой бы породы они ни были. Курс сочетает в себе теорию и практику – лекции, теоретические занятия и практические упражнения, бех элементов дрессировки не обойтись. И в процессе этого обучения человек и собака лучше друг друга узнают – человек становится более понятным для своей собаки, собака становится более «удобной» для человека, и оба получают удовольствие от общения, которое становится более гармоничным и продуктивным. Когда появлятся взаимопонимание и исчезают проблемы, которые отягощают это общение, человек и собака могут взглянуть друг на друга по-новому.

– Что нужно знать, чтобы понять собаку?

Прежде всего надо опираться на естественное поведение собаки, понимать ее психику. Собаки – стайные животные, но далеко не всегда собака воспринимает человеческую семью как стаю. Первое, что мы делаем – некоторыми сигналами, своими действиями даем собаке понять, что мы – вместе. Мы формируем у нее понимание того, что мы – одна стая, не конкуренты. То есть мы идем не через насилие, а достаточно тонко показываем ей, что мы – старшие особи, которые передают свой опыт, и инстинкт заставляет собаку с радостью этот опыт принимать. Для животных очень важен язык тела, эмоциональный настрой для них гораздо важнее, чем слова. Невозможно объяснить собаке, что что-то плохо, но можно перевести это на ее чувственный язык: например, это неприятно, или опасно, или бесполезно. Это собака понимает. «Это хорошо» – непонятно, а «весело, полезно, вкусно» – это собака чувствует. И если мы хотим, чтобы животное нас понимало без лишних стрессов, мы должны переводить наши оценочные суждения в эмоциональные. Можно даже молча пожелать собаке добра, пусть это не кажется какой-то лженаукой, ведь собаки общаются на уровне эмоций. Именно поэтому они помогают открыть наши, человеческие, эмоции. В детстве на нас много давят: «Мальчики не плачут, девочки должны быть послушными». Общество давит на человека в плане закрытия его эмоций. Их нужно открывать, чтобы общаться с собаками. То есть собаки стимулируют нас к вторичному культурному раскрепощению.

Untitled

– Вы занимаетесь и научной деятельностью?

– Да, в начале организации нашей школы мы тесно сотрудничали с факультетом психологии СПбГУ, провели ряд семинаров, написали несколько совместных научных работ в области пересечения психологии животного и человека. Мы активно сотрудничаем с научно-исследовательским Институтом кинологии, с Первым медицинским университетом им. И.П. Павлова в плане научных исследований. Некоторое время назад мне предложили создать кафедру зоопсихологии в одном из частных учебных заведений (Национальный открытый институт России), написать учебные планы для бакалавриата по прикладной зоопсихологии. Это значит, что люди смогли бы изучать все те предметы, которые нужны для того, чтобы стать таким разноплановым специалистом и получать официальный диплом государственного образца. Я с радостью за это взялся, организовать кафедру и создать учебный план мне удалось. Также мы участвуем в разработке гостов, связанных с работой с животными и с экспертизой животных, например, для занятий канистерапией. Я один из двух людей в России, у которых есть такой сертификат – «эксперт международной категории по аттестации собак для работы с инвалидами». Стараемся сотрудничать со всеми, кто серьезно и глубоко занимается смежными областями, нам интересна научная основа и практическое ее примнение.

– Как оказалось, можно выявить связь между такими науками, как зоопсихология и философия: выдающийся австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц разработал эволюционную теорию знания, которая легла в основу такого раздела философии, как эпистемология. Что вы можете сказать о связи зоопсихологии и философии?

– Можно смотреть на это с двух сторон: есть библейские легенды и есть объективные науки как физиология, морфология и анатомия человека. Казалось бы, эти вещи не могут быть связаны, но есть очень интересные пересечения. Если мы вспомним, за что выгнали Адама и Еву из рая – они, отведав запретное яблоко, стали различать добро и зло, обрели стыд и то, что психологи называют оценочным мышлением. Сейчас проводятся исследования, выясняется, чем же качественно отличается мозг собаки от мозга человека, и оказывается, что самое главное качественное отличество именно в том, что у животных отсутствует оценочное мышление. Считается, что у них нет логики – это неверно; что у них нет экстраполяционного мышления – это в корне неверно, у многих животных оно есть; а вот оценочного нет ни у кого. Ни одно животное не понимает добра и зла. Не может понять того, что не связано с его ощущениями, абстрактной оценкой. Получается, что легенда об Адаме и Еве раскрывает нам то, что физиологи только сейчас, с изобретением МРТ, смогли доказать. Животных из рая не выгоняли, как известно. Можно называть это первородным грехом, можно – оценочным мышлением, но все религии так или иначе говорят о том, что нужно избавиться от оценок, чтобы прийти к своей природе. А животные, получается, по своей природе святы. Они открывают нам удивительный мир, и чем больше это изучаешь, тем глубже понимаешь окружающее тебя. Я не одобряю этот подход, когда говорят: «Чем больше я люблю собак, тем меньше я люблю людей». Для меня животные – ключ к пониманию мира вообще, в том числе человеческого, и мира природы, и единых законов, по которым все устроено.

Untitled

– Зоопсихология имеет связь и с человеческой психологией – Курт Фабри, основоположник советской зоопсихологии, занимался также исследованием психики человека. Значит, в поведении человека и животного не так уж много различий?

– Это очень связанные вещи. Археологические данные говорят о том, что этим отношениям собаки и человека не меньше сорока тысяч лет, причем собака не просто жила рядом с человеком, а, что важно, имела с ним совместные дела, они вместе охотились и вместе охраняли свои жилища. И века эволюции так сильно настроили собак и людей друг на друга, что взаимное влияние психики просто потрясает: скрытые чувства, психологические установки человека, которые ни один пациент не скажет терапевту на первой сессии – разные скрытые подсознательные вещи, которые интересны для психотерапевта, можно с легкостью прочесть по собаке пациента, если знать, как. И мы сотрудничали с психологами и делали это. Эволюция отношений человека и собаки сейчас дошла до высшей фазы, когда собаки лечат людей. Канистерапия – направление, официально признанное Министерством здравоохранения, Ростестом, медициной. Методика реабилитации людей с определенными отклонениями при помощи собак – это высшая ступень использования собаки, какая только есть, но она требует и больших знаний как в области собак, так и в области людей.

ФОТО из личного архива Дмитрия Тарасова

Rating 0 Просмотров: 8081

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.