«Ты осознаёшь, что всё было не зря»: вожатая о своём ремесле
Алана Суменкова, 1 мая 2024
Таисия Анисимова работает вожатой 4 года в СПО «Перспектива». В интервью «Первой линии» она рассказала, почему пошла на эту работу, поделилась своим опытом и мнением о том, какими качествами стоит обладать вожатому.
Как пришло решение поехать и работать в лагере?
В детстве я часто ездила в лагеря, и «Перспектива» были моими последними вожатыми. Это был год 2016, и по какой-то причине я решила, что мне тоже хочется пойти работать вожатой. На самом деле я не помню, почему я поняла, что мне это подходит, что я хочу этим заниматься. Это было быстрое решение, и по итогам у меня получилось. Я вступила в ряды вожатых «Перспектива» в 2019 году, а в 2020 я прошла ШВМ (Школу вожатского мастерства), и в тогда же меня посвятили.
СПО «Перспектива» находится на базе СПбГУ. Ты узнала о курсах в университете или из других источников?
Я училась не в СПбГУ, но как раз тот факт, что моими последними вожатыми были люди из «Перспективы», поспособствовал тому, что я пошла именно туда.
Как проходила подготовка к смене? Что было на курсах?
Так как я проходила курсы в ковидный год, то все у нас проходило онлайн. Получается, что в начале 2020 года у нас были очные встречи, а потом мы перешли на дистант. Мы не пропускали ни одной темы, все занятия проходили как обычно, у нас даже была тема про медицину. На встречах нам рассказывали и про возраст детей, и про особенности разных коллективов, и про социальную адаптацию, получили всю информацию. В 2020 году я не поехала из-за ковида, но сезон в 2021 году был одним из самых активных.
Был ли у тебя кризис во время обучения: точно ли это тебе нужно, действительно ли ты хочешь пойти работать вожатой?
Во время обучения такого не было, но этот момент произошёл перед сменой. Нас спросили, действительно ли мы хотим этого на самом деле. И только тогда я задумалась, хочу ли я этого, и поняла – да, хочу.
Как прошла твоя первая смена в роли вожатого?
Первая смена прошла с самым младшим отрядом, это были дети от 7 до 11 лет. Также я работала с местными вожатым и воспитательницей. Это было немного сложно, так как я ощущала себя более опытной, чем они. Другой вожатой было 18 лет, а мне на тот момент 20, а воспитательнице за 40, и наши педагогические подходы значительно отличались. Все дети в смене были хорошими, но появились и трудности. Был мальчик, который бегал и притворялся рысью, всех кусах. Страшно, когда занимаешься подобным впервые и многое берёшь на себя, но все прошло относительно хорошо. Это одна из моих любимых смен.
Сталкивалась ли ты с кризисом, когда хотелось уйти и ты думала, что это не твоё?
Конечно, во время экватора (день, разделяющий половины смены), когда тебе всё надоело, ты думаешь: «Господи, зачем я сюда поехала, это же ужас!». Но по итогу, когда ты переживаешь экватор, то, к сожалению, уже считаешь дни до конца и понимаешь, насколько всё хорошо и как же не хочется уезжать. Особенно, когда дети начинают к тебе сильно привязываться – радуются, когда приходишь, грустят, когда уходишь на выходной. Тогда ты осознаёшь, что всё было сделано не зря, и что ты смог что-то вложить в этих детей.
Таисия, расскажи, что входит в твои обязанности?
Следить за детьми, за их досугом, также отслеживать их гигиену и питание. Надо наблюдать, что едят дети и как часто, потому что бывали проблемы со средним возрастом, когда девочки отказывались есть, чтобы похудеть. И быть внимательной к их психологическому и физическому состоянию, чтобы они чувствовали себя хорошо, а если что-то не так – быстро решить ситуацию.
Какими качествами должен обладать вожатый?
Очень сильной ответственностью, пунктуальностью – мероприятия в лагере проходят согласно расписанию и на них нельзя опаздывать. Также умение сдерживаться, не показывать свои настоящие эмоции, если они негативные, поскольку вожатый должен быть всегда на позитиве в общении с детьми. Даже лёгкая усталость может легко считываться детьми. Во время смены – ты временный родитель этих детей и поэтому всегда должен быть радостным, приятным, не злым, заряжать на актив. Дети должны радоваться, что они приехали в лагерь, и эту радость обеспечиваешь именно ты.
С какими детьми ты успела поработать за время своего вожатства?
У меня было 3 смены вожатой, получается, младший возраст, средний-младший и средний-средний. Средние – это очень комфортный для меня возраст, поскольку с ними можно свободнее шутить, они понимают, что такое сарказм, понимают шутки. Ещё они достаточно самостоятельные, могут сами что-то придумать и сделать, а ты их просто направляешь в нужное русло.
С какими детьми было труднее всего работать? Были ли у тебя социальные дети, то есть с трудным положением?
С детьми с трудным положением я не работала, но в каждом моём отряде был ребёнок с проблемами агрессии, и это то, что даётся мне труднее всего, потому что надо его очень сильно контролировать. Вот как раз возвращаясь к истории с мальчиком-рысью – потом другой ребёнок со всеми дрался, а ещё мальчик должен был принимать «Феназепам», но этого мне не сказали ни родители, ни медпункт, и к концу смены он начал рушить шкафы, бросаться на детей и бегать по лагерю. Это было сложно, поскольку ты уже не способен контролировать ситуацию, это психологическая проблема ребёнка, и с ним должны работать специалисты.
Почему ты продолжаешь работать вожатой?
К сожалению, я не продолжаю быть вожатой, а работаю организатором смены. Это когда ты въезжаешь в лагерь и организуешь какое-нибудь мероприятие для детей. Мне очень понравилось это делать, мне нравится быть ответственной за всё и сразу. Придумывать концерты, заниматься и с младшими, и со старшими детьми. Мне нравится находиться рядом с ними, дарить им радость и развлекать их, а также быть рядом с коллегами.
Пока без комментариев