English

Информационно-образовательный портал

Жизнь с нового семестра: учимся подводить итоги учебного года правильно

София Старинщук, 8 мая 2024

В нашем восприятии год – это своеобразный цикл, и когда он заканчивается – начинается «новая» жизнь. Будь то день рождения, Новый год или конец семестра. Он как будто подытоживает всё то, что произошло с нами, и даёт глоток свежего воздуха. Но на самом деле, со сменой цифры в календаре ничего не меняется: человек остается таким же, проблемы никуда не уходят, а мир вокруг нас остаётся прежним. Поэтому, чтобы эта процедура действительно приносила результаты и давала душевный подъем, а не висела грузом, важно грамотно анализировать всё, что было в прошлом. Как это делать – узнали у Юлии Терёшкиной, члена Ассоциации интегративной психотерапии.

Как вы считаете, с профессиональной точки зрения, рефлексия в конце учебного года — привычное явление?

Скорее да. Обычно рефлексия увеличивается в канун чего-то важного, когда человек предвкушает или ждёт изменения. Людям свойственно подводить итоги года как под Новый год, так и к наступающему дню рождению. И в конце семестра, когда наступает пора экзаменов, приходится окунаться в воспоминания. Свойственно делить жизнь на этапы, циклы, события. Рефлексия позволяет человеку оценить свои достижения и ошибки за прошедший год, провести анализ своего поведения, принятых решений и достигнутых результатов. Поэтому можно сказать, что рефлексия в конце года является важным инструментом для личностного и профессионального роста.

Как правильно подводить итоги? Как можно экологично выделить плюсы и минусы и закончить учебный год без «груза»?

Не думаю, что тут есть правильное и неправильное. Каждый делает так, как хочет. Если человек видит больше плохих событий и моментов, то можно подумать о том, что бы он хотел изменить. Может, следует хорошенько проанализировать свои действия, привычки, посмотреть, что привело к таким результатам. При желании можно сделать анализ плюсов и минусов. Тогда полезно будет провести работу над ошибками, сделать выводы и пойти дальше с полученным опытом. Если говорить про избавление от груза прошлого, то тут на ум пришло сделать технику: выписать всё, что хочется оставить в уходящем году, по типу «Оставляю обиду на…» и сжечь этот список. Можно ещё добавить, почему это тебе больше не нужно. Такой вот ритуал очищения ума. Не факт, что беспокоящие события и чувства останутся в прошлом, но это позволит структурировать мысли, обратить внимание на дискомфорт и при необходимости с ним разобраться. Если что-то по ощущениям всё-таки не оставляется на бумаге, то проработать это с психологом.

Бывает так, что люди себе ставят цели, а в конце года корят себя за то, что не выполнили их. Ставить цели — это эффективно или просто ещё одна причина для стресса?

Думаю, что это должно быть по доброй воле. Хочется – ставишь, не хочется – не ставишь. Чтобы цели достигались, они должны быть искренними, то есть значимыми для человека. Также цель должна быть конкретная, измеримая и достижимая. Если цель соответствует этим критериям, то она будет достигнута. Если же у человека есть трудности с определением цели или действиями к ней, то тут нужно разбираться, что является причиной такого самосаботажа. За невозможностью достигать целей всегда стоит какое-то дискомфортное чувство, проработка которого решит этот вопрос.

Что важнее: сфокусироваться на том, что (не)сделал в прошедшем году, или проанализировать, почему так вышло?

Анализ прежде всего! Следует проверить насколько актуальны и значимы невыполненные дела и цели. Если совсем глубоко копать, то выяснить, ваши ли они или навязанные извне. Это лишь некоторые вопросы, которые разбираются уже на сеансах. Для начала задайте себе вопрос: «Хочу ли я это делать/завершать?».

А как тогда различить, если не копать глубоко, навязанные цели кем-то или это искреннее желание человека? Может, есть какие-то базовые вопросы, которые помогут разграничить?

Вопрос «Хочу ли я этого?» Тут важно честно ответить себе, почувствовать, что ощущаешь при этом. Обратить внимание на мысли, чувства, ощущения в теле, образы, возникающие в голове. Человек может либо хотеть, либо нет. Если ответ будет «Хочу, но…», и за этим «но» будет целый список из преград и отговорок, то это означает, что есть внутренний конфликт, который и не дает совершить действие. Тут, опять-таки, лучше решать такие вопросы со специалистом.

Как вы подводите итоги года?

Иногда я пишу список своих достижений и успехов. Иногда никак не подвожу. По настроению. Посоветовала бы людям, которым свойственно обесценивать свои личные достижения всё-таки выписывать свои успехи, пускай это не что-то грандиозное. Успехи и достижения должны касаться только собственной личности. Не нужно сравнивать себя с другими. Для одного человека успех – переехать в другой город, для другого начать раньше ложиться спать, для третьего улучшить показатели здоровья, для четвертого слетать в отпуск. У каждого они будут свои. Я лично писала список из того, что принесло мне либо хороший результат, либо положительные эмоции, либо новые знания и навыки. Это то, что я вносила в список своих успехов. Желания — это не цели. Это просто «хочу», которые человек осознает. Полезно ли их знать? Да. Помогает ли это достичь их? Если ничего при этом не делать, то нет.

Фотография: Даниил Петрий

Rating 5 Просмотров: 520

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Я была уверена, что стану мастером спорта»

Александра Сафонова – участница всероссийских и международных соревнований, мастер спорта по ушу, – рассказала ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.