"Если человека беспокоят деньги, то это идеальный продажник и маркетолог", - интервью с личным ассистентом онлайн-школы
Екатерина Ивлева, 5 июня 2025
Онлайн-школа «ЖуркаМурка» — площадка, через которую прошли многие первокурсники, когда-то только мечтающие связать свою жизнь с журналистикой. ДВИ — очередное испытание на их пути, и один из самых популярных в сети курсов по подготовке предоставляет именно «ЖуркаМурка». Много лет эта онлайн-школа работает с юными журналистами и часто набирает к себе в команду бывших учеников. В этом интервью Светлана Пронина, выпускница Высшей школы менеджмента СПбГУ, личный ассистент и часть команды «ЖуркаМурка» рассказала про отношения с работой, систему набора кураторов и успеваемость учеников онлайн-школы.
— Очень многие мои коллеги на журфаке СПбГУ проходили эти курсы! Как ты начала работать в «ЖуркеМурке»?
— Спасибо за вопрос! Я долгое время занималась партийной и благотворительной деятельностью и в какой-то момент обнаружила, что не имею навыков в бизнесе. Я как разносторонний человек посчитала, что это проблема. Я начала делать отклики на работы с HeadHunter, в общей сложности сменила более 50 штук за полгода. Потом увидела рассылку от «Жур юридической сфере, так как я учусь на юридическом и у меня было докиМурки» и прошла собеседование. Тогда «Журке» требовался человек, который разбирался встаточно опыта в избирательных и судебных процессах, то я начала активно включаться и помогать владельцу школы, а маркетолог обучал меня параллельно как работать с продвижением. Благодаря Журке и наставникам тут я также получила журналистские навыки и даже стала редактором газеты «Прогрессивный Липецк», мы с командой выпустили 4 тысячи экземпляров.
— Получается, ты на тот момент искала работу именно для опыта в определенной сфере, но не как постоянное место занятости?
— Да, я искала работу где-то на полгода, хотела в январе уйти, но мне тут очень понравилось, поэтому я решила остаться на долгое время.
— Как официально называется твоя должность? Какие у тебя обязанности?
— Хороший вопрос, должности у меня по факту никакой нет, но устраивалась я личным ассистентом. Из обязанностей было: составление договоров, поиск блогеров, ведение групп в ВК (тогда не было геткурса, обучение было в ВК). Сейчас: составление плана мероприятий, контроль отдела обучения (там много подпунктов) и создание сайтов.
— Какие цели ты ставишь перед собой помимо прямых обязанностей?
— Да, я на самом деле очень люблю Журку. Мне нравятся люди тут, атмосфера и процесс работы в принципе. Очень стараюсь, чтобы всем было комфортно. Никогда ни на кого не кричу, даю возможность брать ответственность и расти, всегда слушаю и выбираю сторону кураторов и спикеров. Бывает даже ночью работаю и каждые выходные, потому что я уверена, что этот проект помогает детям и студентам, которые тут работают. Любые проблемы в «ЖуркеМурке» переживаю тяжело.
— Не могу не сказать, что это очень приятно слышать. Получается, у тебя нет каких-то официальных выходных по графику? Сколько часов день у тебя занимает работа?
— Спасибо! По-разному, я работаю на трех работах и графики непостоянные, по-разному делаю акцент в зависимости от задач. В среднем — шесть часов. С одиннадцати до двух и с двенадцати до девяти. Общаться могу в любое время.
— То есть обратиться к тебе можно в любое время, но вопрос будет решаться только в рабочие часы. Как в работе с таким графиком расставить личные границы? Все ли люди в коллективе, с которым приходится иметь дело, относятся с понимаем к этому?
— Вообще, я отвечаю в любое время. Тут самое главное, если ты действительно любишь людей с кем работаешь и сферу, то ты не будешь себя «съедать», но мы с командой берем иногда дей оф или можем не ответить, если кому-то из нас плохо. Могу не ответить только если жду ответ от руководства, чаще всего моя работа как посредничество. А так, основная команда не работает на выходных и не пишем ночью друг другу.
— У вас все звучит очень слажено! Наверное, дело действительно в любви к делу. Ты сама нанимала людей в свою команду? Сначала я думала, что ты кто-то вроде HR-менеджера, так как меня направили именно к тебе.
— Я ответственна за отдел обучения, на данный момент 8 ребят работают из тех, кого я отбирала, но решающее слово всегда за Гришей, но мне повезло, что он мне в этом плане доверяет и по 10 раз этот вопрос мы не согласовываем.
— Есть ли какие-то критерии, по которым вы отбираете кураторов, преподавателей или спикеров? Кроме письменного задания.
— В первый месяц смотрим на кураторов и спикеров и проверяем, умеют ли они сами организовывать свою работу, чтобы нам не приходилось контролировать каждый их шаг. Инициативы и отсутствия токсичности в коллективе достаточно. При наборе я не смотрю на задание, потому что его чаще всего кидают друзьям, и оно у нас 7 лет одно и то же. Я смотрю на то, за какое время его выполнили, если не укладываются в дедлайн, то предупреждают ли, как человек ведет диалог, понимает ли критерии, где учится. Ещё пробовала, если у нас учился куратор, запрашивать характеристику у бывшего наставника. Но это точно провальный способ, так как он не оправдался, теперь так не делаю.
— Последний момент очень интересный. Как я понимаю, обычно кураторами идут студенты. Не страшно ли вверять такую ответственность им? Все-таки, мне кажется, что проверка эссе может быть довольно субъективной. Критерии есть, но они не могут предугадать любой случай.
— Как показывает практика, ребята от двадцати трех лет проверяют с кучей ошибок, а восемнадцатилетние еще помнят материал ДВИ, у них намного меньше ошибок.
— Что насчет ошибок, вы получаете претензии к проверкам от учеников? Приходят какие-то конкретные жалобы?
— Сначала — да, теперь некоторые работы раз в два месяца просматривают эксперты для общего понимания, все ли хорошо.
— Приходилось ли увольнять кого-то из-за неправильно выполненных обязанностей?
— Мы стараемся не увольнять. Пытаемся разговаривать или подбирать другую сферу деятельности в школе, но такие случаи были.
— Какие ещё вакансии вы можете предложить студентам в вашей школе? И насчет случаев. При каких обстоятельствах все-таки приходилось увольнять?
— На данный месяц открытых нет, но обычно самые молодые ребята — это кураторы, спикеры, наставники, помощники маркетолога. Мы увольняем, если человек грубит и не слышит команду или не выходит на связь.
— Какими качествами в целом, по твоему мнению, должен обладать человек, который работает с детьми или подростками? Должен ли он постоянно поддерживать с ними контакт или же проверки заданий и напоминаниях о них вполне достаточно? Например, что если человек может действительно хорошо разбираться в определенном деле, но быть не очень раскрепощенным.
— В восемнадцать лет требовать быть идеальными нет смысла, главное, чтобы было желание и инициатива общаться с детьми и предупреждать о сложностях.
— Это очень приятно слышать. К следующему вопросу, сейчас во всех компаниях продвигают сплоченность, вовлеченность, мотивированность, о чем я спрашивала ранее. Одно дело, это мотивировать работников, но мотивировать учеников в процессе онлайн довольно сложно. Какие гарантии дает «ЖуркаМурка» родителям? Какие развлекательные моменты есть в программе сейчас? Я помню, что в один из первых дней моего курса у нас была маленькая онлайн-встреча с создательницей школы. Мы очень мило побеседовали. Само осознание того, что успешные люди по ту сторону экрана всего лишь такие же люди, замотивировало меня. Поэтому интересно, есть ли какие-то мероприятия, разбавляющие процесс обучения.
— Вообще, мы с наставниками это много обсуждаем и чаще всего по ребенку видно поступит ли он или нет. Поэтому, в принципе, если родитель обращается к нам, мы можем дать обратную связь. Но в журналистике важна практика, поэтому просто посмотреть курс и ничего не писать — плохая стратегия. Если ребенок слушает все указания и старается, то конечно у него будет «девяносто плюс». Мы сейчас активно пытаемся пробовать разные форматы развлечений, спасибо, что сказала, что тебе это помогло, мы обязательно поставим такой вебинар.
— Часто родители просят эту самую обратную связь? Бывало ли такое, что в безынициативности ребенка обвиняли именно вас?
— Ни разу не обвиняли, один раз только просили за все время, родители чаще всего вообще не включены в процесс.
— В моем случае было так же, но все-таки при выборе онлайн-уроков часто интересует эффективность, и я знаю, что на ваших платформах в открытом доступе есть отзывы. Как ты относишься к курсам, которые придерживаются концепции «поступите или мы вернем вам деньги». Насколько это результативно?
— У нас могут учиться около тысячи учеников, а поступят в столичные вузы около двухсот. Поэтому школа не сможет работать, если мы будем столько возвращать, так как затраты будут выше, чем прибыль.
— Работа в таком месте — это действительно баланс между искренним желанием помочь и научить и финансами? Останется ли человек надолго, если его беспокоят только деньги? Вопрос из разряда «из крайности в крайность».
— Для меня «ЖуркаМурка» больше про наработку компетенций и стабильность. В принципе, возможно, но мне кажется, что для финансов надо иметь несколько источников дохода. А вот гештальт закрыть можно, потому что тут действительно можно стать для кого-то наставником и помочь исполнить мечту. Если человека беспокоят деньги, то это идеальный продажник и маркетолог.
Пока без комментариев