КОРОЛЕВА НА «БОБАХ»
Ксения ЛУГОВСКАЯ, 19 сентября 2018
Говорят, что если изучить содержимое женской сумки, то можно составить достаточно точный психологический портрет её хозяйки. Что никакая безделушка на самом деле не оказывается в сумочке просто так, даже если сама леди утверждает обратное. Что многие женщины, как сороки, тащат в свою сумочку не только действительно необходимые вещи, но и всякие околомагические штучки «на удачу».
Я не верю в силу талисманов, а в сумочке (в каждой из четырёх) всегда царит более-менее умеренный хаос. Но в одной, самой большой, во внутреннем кармане у меня живёт волхв. Да не простой, а из пирога. Ладно, расскажу историю целиком, пока вы не подумали, что я совсем с «приветом». Начну издалека – в прямом и в переносном смысле.
Франция – страна светская, но традиционные католические праздники французы любят: это ведь прекрасный повод собраться всей семьёй и устроить отличный ужин. Мне повезло: за полгода, прожитые во Франции, я застала несколько таких семейных торжеств – день святого Николя (6 декабря), католическое Рождество (с 24 декабря на 25) и Епифанию (6 или 7 января). Вижу по вашим лицам, что последнее слово вызывает вопросы. Епифания (или Богоявление) – это праздник, который символизирует явление младенца Иисуса миру, и центральное событие здесь – приход и поклонение волхвов, Мельхиора, Гаспара и Бальтазара. Вот и во Франции XXI века они – главные фигуры празднества. Точнее, не то чтобы сами волхвы, а скорее их пирог, Королевская галета (фр. Galette des rois).
Почему королевская? Потому что евангельские тексты не уточняют, кем были волхвы, но намекают, что это были очень влиятельные люди с Востока: короли или маги. По-французски волхвов называют les rois mages, то есть буквально – «короли-маги». Вот поэтому галета и королевская. В этот пирог кладут много миндальной пасты и обязательно «боб». Да-да, раньше и вправду клали настоящий боб, в наши дни – разные фигурки, наподобие тех, которые дети находят в «Киндер-Сюрпризах».
А теперь начинается самое интересное. По традиции во время семейного ужина на Епифанию самый младший член семьи должен залезть под стол, а самый старший нарезает Галету и спрашивает: «Этот кусочек кому?». И малыш отвечает: «Это – Жаку, а это – Кристине», например. Так каждому члену семьи достаётся по кусочку, и тот, кто в своём обнаружил «боб», становится королём или королевой.
6 января 2017 года, я впервые отмечаю Епифанию, в семье моих французских друзей. После бургундской телятины с бургундским же вином наступает время Галеты: её торжественно выносят, пирог румяный и сияющий, на нём – картонная корона, острозубая и золотистая. 85-летняя бабушка Франсуаза берёт нож и спрашивает: «Так-так, кто тут у нас самый махонький?». Взгляд её падает на меня: «Ксени, тебе сколько лет? Двадцать один? Отлично, тогда тебе – сюда!» – мягким, но властным жестом бабушка указывает на пол. Я же не помню себя от восторга – я много читала про эту традицию, но чтобы поучаствовать!.. Этот кусочек – бабушке Франсуазе, этот – для Мишель, этот – мне, этот – Коралине, а этот – для Авроры. Сегодня за столом не вся семья, так что Галету порезали даже слишком быстро.
Теперь саспенс – кому же достанется «боб»? Наслаждаюсь мягким марципановым нутром пирога, и вдруг на зуб попадается что-то твёрдое. Доля секунды, и уже держу в руках тот самый «боб» – точнее, маленькую, сантиметра три в высоту фигурку волхва! У него жёлтый халат с красной накидкой, оранжевая тиара, длинные седые волосы, а в руках – кувшин (с ладаном или миррой по евангельскому повествованию). Вот это да! Все аплодируют, и чтобы окончательно стать королевой, нужно бросить «боб» в бокал с вином, омыть, а вино выпить. На голове моей оказывается острозубая корона, а в руке я весь вечер сжимаю волхва.
С тех пор уже больше года он живёт у меня в сумочке. Не как талисман или банальный сувенир, а как кусочек того семейного праздника и немного детского счастья. Кстати, я так и не решила, назвать его Бальтазаром, Гаспаром или Мельхиором. А какое имя вам больше нравится?
Фото автора
Пока без комментариев