Котаро Иидзава: «Фотоискусству следует идти вперед!»
Валерия КОСТРОМИЦЫНА, 30 июня 2012
Минувшим вечером 29 июня государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО собрал в своих стенах профессионалов и любителей в области арт-пространства. Лекция известного японского критика и историка фотографии Котаро Иидзава вызвала резонанс в культурной жизни Петербурга. Как развивалась художественная фотография страны, и чем славится современное японское фотоискусство, выясняла корреспондент «Первой линии» Валерия Костромицына.
Лекция «Основные направления современной японской фотографии» главным образом сфокусирована на лауреатах премии Фотографического общества Японии и проводится в рамках выставки «Корона земли», которая знакомит петербургскую публику с самобытностью и многообразием современной художественной фотографии Страны Восходящего Солнца.
В течение двух часов длилось знакомство слушателей с арт-пространством Японии. Главный редактор фотографического журнала «Déjà-vu» Котаро Иидзава начал свой монолог с рассказа о становлении японской художественной фотографии. Появление кино и бурное развитие фотовыставок способствовало возникновению нового искусства фотографии. Лектор многократно отмечает, что после Второй мировой войны японское искусство расширяет сферу изображения. Что же привело к такому стремительному развитию художественной фотографии Страны Восходящего Солнца? У Котаро Иидзава две версии: стремление сделать из фотографии объект изображения и появление новых цифровых технологий.
– Фото становится объектом коммерциализации, а соответственно меняется и сознание фотографов, – пояснил корреспонденту «Первой линии» японский историк. – Раньше особо ничем не примечательные изображения мелькали лишь на страницах газет и журналов в качестве дополнения к журналистским материалам. С развитием цифровой техники и формированием новых взглядов на арт-пространство появляются действительно талантливые фотографы, которые сегодня приобрели статус мировых.
Особое внимание фотолюбителей критик обратил на появление в области японской фотографии представительниц женского пола. Стоит отметить, что именно они являются одними из самых известных и талантливых фотографов на сегодняшний день. Стремление укрепить свой социальный статус – причина, которая по версии Котаро Иидзава формирует тенденцию к феминизации данной профессии.
Нет необходимости напоминать о том, что Япония богата талантливыми фотографами, ежегодно выставляющими свои работы на международных конкурсах. Но критик выделяет семь талантливых персон, которые по мнению Японского фотографического общества оказались достойными награды за свое уникальное и необычное видение мира. Каждый из фотографов отличается особым дарованием, а его работы охватывают широкий круг тем, в которых чувствуется индивидуальный авторский стиль. Однако только общими словами Котаро Иидзава не ограничился. В первую очередь редактор журнала «Déjà-vu» упомянул серию работ Кена КИТАНО, мастера, работающего с техникой наложения негативов, что активно ведет к развитию искусства комплексной фотографии.
Следующий фотограф - Синтаро САТО переносит нас в столицу Японии – Токио. Уникальность его работ заключается в том, что он делает снимки города в период сумерек, тем самым создавая мистические образы.
Еще один мастер современного фотоискусства - Такаюки МАЭКАВА, прославившийся снимками природы и диких животных.
А Кадзутоси ЁСИМУРА признан специалистом в области пейзажной фотографии.
Что касается Тосиро ЯСИРО, то его работы поражают наличием вращающихся объектов, которые в результате своего движения становятся абстрактными, но сохраняют способность к возвращению в свою первоначальную форму.
И наконец, ряд работ Ясухиро ОГАВА, чье имя является ведущим в сфере фотожурналистики и славится искусством моментального снимка.
– Фотоискусству следует идти вперед, используя новую цифровую технику. Я придерживаюсь именно этой точки зрения, хотя многие следуют старым канонам в области фотографии, – поясняет Котаро Иидзава.
Убедиться, насколько продвинулось вперед современное арт-пространство Страны Восходящего Солнца, присутствующим удалось на месте. Историк фотографии продемонстрировал весьма необычную работу одной известной японской женщины-фотографа – изображение вина в разных ракурсах. Да-да, самого настоящего и очень известного японского вина. Казалось бы, обычные девять квадратов разного оттенка красного цвета расположись в четко обусловленном порядке. Но сколько удивления от одного только вида этой фотографии!
– Россия и Япония контактируют еще с восемнадцатого века. Хотел бы заметить, что российским фотографам необходимо более тесное сотрудничество с азиатскими прославленными мастерами в визуальном пространстве Китая, Японии и Кореи. В дальнейшем мы планируем организовать совместный проект, который будет способствовать дальнейшему развитию фотоискусства и обмена уникальным профессиональным опытом, – отметил в конце лекции Котаро Иидзава.
После завершения беседы нам удалось пообщаться с известным критиком фотографии.
– Господин Котаро, вы читаете лекции только в Санкт-Петербурге или Вам удалось познакомить с данной темой и другие города России?
– Нет, мне также удалось побывать в вашей столице. Выставка «Корона земли» проходит и там. В рамках данного мероприятия я и проводил лекцию по современному японскому искусству фотографии. Приятно, что пришли люди разного возраста. Это значит, тема интересна всем.
– Кого из наших российских фотографов вы могли бы отметить?
– Не могу, к сожалению, дать Вам достоверной информации. Но планирую в ближайшее время заняться изучением фотографии России. Сам я уже занимаюсь лишь только любительской съемкой.
– Какие планы на дальнейшее творческое развитие?
– В будущем хочу создать универсальную фотовыставку совместно с Россией, Японией, Кореей и Китаем под девизом «Ветер Востока», в которой буду представлены лучшие работы современных мастеров. Данная выставка выступит в качестве своеобразного противовеса Европе.
Пока без комментариев