КУКЛА МОЖЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК
Анастасия АХМЕРОВА, 29 марта 2015
Просторное фойе, величественная тишина, строгий взгляд вахтера – так выглядит Большой театр кукол на улице Некрасова за несколько часов до начала спектакля. Накануне международного дня кукольника корреспондент «Первой линии» заглянула в гости к мастерам, реквизиторам и главному художнику.
В фойе меня встречает помощник режиссера Наталия Зайцева. Мы отправляемся в мастерскую. Небольшая комната завалена кусочками ткани, красками, сломанным или новым реквизитом. На железных крючках висит поросенок Чок с детской улыбкой, весь в затяжках и катышках. В этом году ему исполнилось 46 лет. В списке текущих работ третьим пунктом указано – перетянуть Чока. За столом девушка покрывает книгу грязно-желтой краской, рядом ее напарница шьет матрац.
Выходим, поднимаемся в реквизиторскую. Каменная лестница забрызгана краской, на перилах висят выцветшие тряпки, а возле стенки выстроены в ряд серебряные канделябры. На зеленой стене напротив входа гигантскими черными буквами начертано: «СВЯТАЯ РЕКВИЗИЦИЯ». Высокие шкафы вдоль стен упираются в потолок, в них хранятся куклы и костюмы. Юля и Катя – реквизиторы, они следят за сохранностью и чистотой самого ценного в театре.
– Как первый дом. Первый, не второй. Дома редко бываю, – немного призадумавшись, произносит Катя. Она работает в театре уже восемь лет.
Из прозрачных дверей шкафов на меня смотрят десятки глаз. Здесь можно отыскать царевну Несмеяну, Ромео и Джульетту, Колобка, больших сложных кукол и крохотных героев для малой сцены. Желтый клубок пряжи с симметрично приклеенными пуговками ценится не меньше замысловатой трехкилограммовой куклы.
– Колобок – это наша звезда! Он больше всех спектаклей откатал.
Катя говорит, что это любимый детский персонаж. Из этой же пряжи делают небольшие клубочки, чтобы после спектакля каждый зритель ушел со своим колобком.
Все персонажи вручную созданы художниками и закреплены за одним спектаклем. У многих есть интересная история.
– Маленький принц сделан с сына главного режиссера, – рассказывает Юля, достав из шкафа перчаточную куклу. В ее руках мальчик оживает. В круглых глазах принца – калейдоскоп эмоций. С высокого шкафа за реквизиторской наблюдает огромная рыжая голова лисы с прищуреннымы глазами. Хитрый взгляд и толстая коса помешали лисице увидеть сцену.
– Она не вошла в спектакль, потому что на Тимошенко стала похожа, – смеются девушки.
А бабку с дедкой из сказки «Репка» здесь зовут Ильичом и Крупской. Даже главный режиссер заметил сходство.
Наталия рассказала, что в ноябре в театре будет проводиться фестиваль, показывающий, насколько безгранично кукольное искусство.
– Нам показывали спектакль, в котором весь мир состоял из маминой сумки. Расческа – ежик. Макбук – домик. Папа – большая расческа. Мама – маленькая. Девочка достает предметы из сумки и играет – и это тоже считается кукольным спектаклем! Но есть и очень сложные постановки. Например, по Брэдбери, в духе футуризма, с гигнантскими куклами-роботами.
– Ну, кукла же больше может, чем человек, – с уверенностью заметила Катя.
Но создает кукол именно человек. И весь процесс начинается с кабинета главного художника – Марины Завьяловой. Большинство она изготваливает сама.
– А вдохновение приходит из кабинета главного режиссера Руслана Кудашова, – с улыбкой рассказывает Марина.
Вместе они продумывают каждый образ до мелочей. После этого самую сложную работу Марина берет на себя, а остальное поручается помощникам. Кабинет художника – главная мастерская. Пол здесь весь в разноцветных лоскутках, на стене висят крошечные макеты окон и лестниц. В коробке из-под обуви в обнимку спят Пьеро и Коломбина в белых балахонах.
– Эти куклы не вошли в спектакль, потому что эпизод с ними вырезали, – Марина бережно достала их из коробки и прижала к себе. – У нас есть мечта – сделать выставку «Не вошедшие в спектакли». Потому что очень много кукол так и не появляются на сцене.
Замечаю, что на шкафу теснятся туловища без рук и голов, которые Марина называет «чудо-манекенами». Их принесли рабочие, для которых они оказались «каким-то барахлом». Возможно, когда-нибудь благодаря главному художнику эти манекены оживут, и о ком-нибудь из них скажут: «А это наша звезда!».
ФОТО автора
Пока без комментариев