СЕЗОННЫЕ ФИЛЬМЫ
Александра ПОДОЛЬНИКОВА, 3 августа 2016
C 7 по 13 июля в Доме кино прошел фестиваль короткометражных фильмов «Парижские сезоны». Изначально проект был русско-французским, однако в нынешнем году в программу вошли фильмы и других стран Европы и Латинской Америки. «Первая линия» составила обзор наиболее интересных картин.
Кадр из фильма "Девушка моего соседа" режиссера Максима Каппелло
Получившая приз зрительских симпатий и одновременно ставшая лучшей по мнению жюри лента Джона Хеллберга «Мусс» посвящена истории мигранта-француза в благополучной Швеции. Герой захватывает букмекерскую контору и выдвигает полиции свои условия. При всей серьезности темы авторы смещают акценты и выводят на первый план проблему человечности героев. Например, заложники продолжают следить за бегами на экране телевизора, а сам Мусс в ожидании выполнения требований слушает анекдоты полицейских, которые переводит с шведского для французского Бонни хозяин конторы. Ситуация выглядит не устрашающей, скорее, веселой и чуть ли не идиллической – если забыть, что взята она из реальной жизни, где полиция будет вынуждена выстрелить в преступника. Финал, тем не менее, отрывает зрителя от реальности – с тем, чтобы снова поговорить о высоком. И на последних кадрах гроб с телом Мусса повезут в аэропорт в сопровождении французских флагов. Закон – законом, но человек все равно звучит гордо, – пожалуй, этот посыл хорошо считывается, даже будучи причудливо завернутым.
Надо сказать, что фильмов, непосредственно рассказывающих о миграционном кризисе в Европе, в программе не было. По словам президента и организатора «Парижских сезонов» Марианны Ланской, общая картинка на этот раз – достаточно мягкая, целью которой было обратить внимание на человека и человеческие взаимоотношения. Поэтому, к примеру, «Перекур» Уильяма Кена, косвенно затрагивающий экономические трудности в Ирландии, все-таки о другом: смогут ли местные жители принять скитающуюся из-за банкротства семью? Создатели играют на нюансах психологии, не уходя в иные степи.
В немалом количестве представленного французского кино выделяются комедии – временами наивные, но с неизменным положительным зарядом. Среди них – «Девушка моего соседа» Максима Каппелло (которому, кстати, ушел приз за лучшую режиссуру). Давид и Максим – друзья и соседи по университетскому кампусу. И когда Давид знакомит Максима с девушкой Сарой, дружбе приходит конец. Старая как мир история снята по-студенчески задорно, что заставляет буквально сопереживать проблемам, которые всерьез волнуют двадцатилетних.
Любопытно поданной оказалась тема выбора пути, и особенно это было заметно по блоку латиноамериканского и испанского кино. «Августина» аргентинца Ханса Фрезерная – история, которую можно условно обозначить нарицательным годаровским «жить своей жизнью». Собственно, именно это и заполняет дни главной героини – она просто живет, других занятий у нее нет. Знакомится со случайными людьми и проводит с ними время. При желании здесь вполне можно разглядеть приятные постмодернистские нотки – с поправкой на чисто южное жизнелюбие.
Потрясающую карикатуру показывает испанец Кай Казас в своей «Корпорации Ничего». Главный персонаж изо дня в день ходит на хорошо оплачиваемую работу, которая состоит в том, чтобы сидеть на стуле и… ничего не делать. Идут годы, и он успевает возненавидеть это занятие, ставшее практически невыносимым. Разумеется, как только герой пошевелится или встанет, его сразу же уволят. Словом, эта гипербола на самом деле отличная иллюстрация к хорошо знакомому многим порочному кругу, которая, к тому же, очень располагает к размышлению о том, на что мы в действительности тратим свою жизнь.
Все фестивальные фильмы можно будет посмотреть также в ноябре в Париже. Кроме того, организаторы планируют показать программу нынешних «Сезонов» во многих российских городах в течение 2016 и 2017 года.
Пока без комментариев