Вам входящий. Из фильма
Наталья Духовникова, 20 июня 2020
«ЧОZA» – это уникальная игра в формате видеозвонков, заставляющая проживать зрителя несколько дней жизнью персонажей фильма. Это новый способ просмотра кино, в процессе которого происходит максимальное погружение в мир героев. Для этого не требуется ничего кроме мобильного телефона и приложения «Вконтакте». «Первая Линия» связалась с командой создателей проекта и узнала интересные подробности о мире «ЧОZA».
– Расскажите подробнее о проекте «ЧОZA» и о идее его создания.
«ЧОZA» – это новый формат кино, работающий по принципу непосредственного взаимодействия со зрителем через видеозвонки и личные сообщения «ВКонтакте». Меня зовут Максим Вахитов, и я являюсь креативным продюсером «ЧОZA production», основным сценаристом и тем человеком, кто всё это придумал. Идея такого формата пришла мне в голову в 2013 году, то есть от задумки до запуска прошло шесть лет. Спустя годы я понимаю, что тогда это действительно выглядело фантастикой, ведь мобильный интернет был не такой устойчивый и быстрый, телефоны с камерой не были так распространены, как и возможность совершать видеозвонки. Оглядываясь назад, я в очередной раз убеждаюсь – всему своё время!
– Насколько многочисленная у вас команда?
Наша основная группа небольшая – четыре человека. Это креативный продюсер, руководитель проекта, менеджер по продукту и администратор.
– Отталкивались ли вы при разработке проекта от каких-либо ранее существовавших игр и приложений?
На начальном этапе я представлял проект как приложение, в котором можно совершать видеозвонки и писать сообщения. Что-то наподобие «Skype». В далёком 2013 году видеозвонков больше нигде и не было. Так что, если честно, отталкиваться было просто не от чего. И в этом тоже была сложность, ведь делать абсолютно новое – это всегда риск, а, как мы знаем, на него идут с неохотой.
– То есть вы думали над созданием именно своего собственного приложения?
Конечно. Мысль про собственное приложение жила некоторое время, кажется, до 2016 года. Мы даже сделали прототип, назвали его «Sfype». Он не присылал сообщения, только по алгоритму совершал видеозвонки. Сняли «пробник» ужастика (первый день). У меня есть «Не ходи в поход» в зимнем варианте, там немного другой сюжет, но актеры практически всё те же. Но затем мы, после изучения аналитики и статистики, пришли к выводу, что люди стали меньше устанавливать новые приложения, что многие живут используя то, к чему уже привыкли. Поэтому, собственно, все и делают сейчас так называемые «суперприложения», совмещая всё в одном. Раскрутить новое приложение, в принципе, возможно, но это дорого, и нет гарантий, что это сработает. Это был точно не наш путь.
– По какой причине вы выбрали именно «ВКонтакте» как платформу для запуска приложения?
Смирившись с мыслью о том, что не будем разрабатывать собственное приложение, мы стали искать площадку для запуска нашего проекта. В один из моментов узнали, что ВК планирует запускать видеозвонки, тогда и предложили им партнёрство. Руководству социальной сети понравился наш формат, так мы и стали работать вместе.
– Почему именно жанр «хоррора» был выбран в начале существования проекта, и будет ли он основополагающим для всех последующих историй?
ЧОZA, по сути, использует момент «подглядывания»: ты наблюдаешь за историей, она происходит в реальное время и в твоём личном пространстве (аккаунте), ведь именно тебе звонят и присылают сообщения герои. Помимо всего вышеперечисленного, ты сам совершаешь какие-то действия и находишь дополнительную информацию (например, эпизод с поиском новости про усадьбу в «Не ходи в поход»). Всё это и делает историю столь реалистичной, кажется, что события происходят по-настоящему в твоей жизни. И хоррор, конечно, в этом плане отлично цепляет. Просто вспомните жанр «найденная плёнка» (жанр кинематографа, в котором весь фильм или существенная его часть представляются зрителю как материалы с найденных записей на кино- или видеокамере, часто оставшихся после пропавших или умерших героев фильма), фигурирующий в фильмах «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление», «Монстро» и других. Чем правдоподобнее подаётся история, тем страшнее тебе становится.
Будет ли это основополагающим жанром в проекте – не могу пока сказать. Конечно, сообщество у нас собралось в основном любителей ужастиков, но комедия «Корпорат» тоже неплохо прошла. Одно знаю точно: в ЧОZе надо делать остросюжетные истории, с постоянными крючками, чтобы зритель ждал следующий звонок.
– Что делать зрителям, которые боятся ужастиков?
Смотреть ЧОZA «Корпорат»! Им также понравится и история «Колл-центр», которая ближе к молодёжному триллеру.
– Последним на сегодняшний день является ЧОZA «Колл-центр», созданное при сотрудничестве с телеканалом ТНТ. Почему вы стали сотрудничать именно с ними?
Телеканал ТНТ на нас вышел с предложением сделать промо нового сериала через нашу платформу. Идея показалось увлекательной, и мы приняли этот вызов. Я не припомню, чтобы кто-то завлекал на просмотр сериала или фильма ещё одним фильмом. Работа над «Колл-центром» была интересным опытом, и на, мой взгляд, всё получилось хорошо. По крайней мере, все остались довольны.
– А какой у вашего приложения охват аудитории, и изменились ли эта цифра во время карантина?
На этот вопрос я, наверное, конкретно ответить не смогу. Есть цифры по каждому проекту, но суммировать их, думаю, не стоит. Также есть зрители, которые посмотрели все три вышедших истории, а есть и те, кто только одну-две.
Во время самоизоляции бурного роста не наблюдаем. Думаю, это связано с тем, что наш формат является, как раз-таки, развлечением, которое ты спокойно поглощаешь маленькими дозами в своём телефоне в течение дня. Когда же у тебя куча свободного времени, то можно спокойно посидеть и посмотреть кино/сериал на экране ноутбука или телевизора. Что, мне кажется, все и делают, чередуя с игрой в приставку. Ну либо целыми днями сидят с детьми, так как сады и школы закрыты.
– Каким образом проходят съёмки ваших фильмов?
За всё время работы над проектом перепробовали разные методы. Сейчас вспоминаю, как всё это прикольно.
«Не ходи в поход» – наша первая история. Её мы снимали, можно сказать, как фильм. Продукт получился малобюджетный (для фильма), но достаточно дорогой (для мобильного продукта). Были и каскадёры (например, во время съёмок финальной битвы актёров вешали на тросы для трюков), и графика, и различные интересные локации. Мы также воссоздали старинный вид усадьбы. Внутри самой истории у нас есть несколько подфильмов. По времени снимали, конечно, быстрее, чем полный метр, выработка была минут по 6-8 в день.
Следующий проект – «Корпорат». Тут съёмки проходили в Таиланде, что само по себе уже звучит дорого. Ехали маленькой группой, но не чтобы сэкономить на билетах. А потому что по местному закону нужно обязательно работать с тайским продакшеном, причём на одного человека из своей группы ты обязан взять (боюсь соврать) трёх местных специалистов.
«Колл-центр» – это уже был эксперимент. Максимально дёшево и быстро. Мы сняли за один день. Тяжелый, долгий день, но запоминающийся.
***
Что ж, однозначно, «ЧОZA» отличается от какого-либо другого кино. Если вас заинтересовал проект, то вы сможете найти его в «Вконтакте». Достаточно в разделе «Мини-приложения» или «Сообщества» ввести «ЧОZA – кино в формате видеозвонков!». Он такой один, так что ошибиться невозможно. Приятного просмотра.
Фото: архив «ЧОZA production», официальная группа ВКонтакте
Пока без комментариев