English

Информационно-образовательный портал

Эковандализм: почему экоактивисты ополчились на искусство

Карсакбаева Карина, 28 ноября 2022

Последнее время мы все чаще видим новости об акциях экоактивистов, чьи действия коснулись и искусства: они кидают банки супа в известные картины, приклеивают себя к рамам и стенам, выкрикивают лозунги о спасении экологии, привлекают внимание к образу жизни людей Третьего мира. Действительно ли экоактивисты озадачены глобальными проблемами, или же это очередной тренд?

Об эковандализме люди узнали благодаря активистам организации Just Stop Oil («Просто покончите с нефтью»). Данная организация выступает против добычи ископаемого топлива, и таким образом борется с глобальным потеплением. «Это самый первый шаг к обеспечению нашего выживания. У нас уже больше нефти и газа, чем мы можем себе позволить сжигать. Давайте полностью перестанем полагаться на ископаемое топливо: задействуем возобновляемые источники энергии и сократим спрос на энергию», – пишет организация Just Stop Oil на своем сайте.

Самыми громкими случаями нападения на произведения искусства со стороны экоактивистов стали «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, залитые томатным супом, и последующая акция, которая коснулась «Стогов сена» Клода Моне. В этом случае активисты запаслись картофельным пюре.

По данным компании Sky News, нападение на картину Винсента Ван Гога произошло 14 октября в Национальной Галерее в Лондоне. Две экоактивистки облили холст томатным супом, а после приклеили ладони к стене. «Что дороже: искусство или жизнь? Стоит ли это больше, чем еда? Больше, чем справедливость? Вас больше волнует защита картины или защита нашей планеты и людей?», – кричали участницы акции.

В Музее Барберини в Потсдаме экоактивисты облили картофельным пюре холст Клода Моне «Стога сена», после чего приклеили руки к ближайшей колонне, сообщает Вести.ru. Активисты также требовали обратить внимание на проблему глобального потепления.

Приведенные выше случаи – лишь малая часть нападений на произведения искусства со стороны организации Just Stop Oil. Назвать точную цифру актов эковандализма достаточно трудно, потому что она растет с каждым днем. На данный момент уже совершено примерно 20 акций экоактивистов. По информации The ArtNewspaper Russia, стало известно, что первые нападения начались 29 мая. В этот день экоактивисты затронули известный холст, а именно “Мона Лизу” Леонардо да Винчи. Особенно частое проведение подобных акций пришлось на лето 2022-о года. Они проходили практически каждый день. Конец августа – самый продуктивный период времени эковандалов: не проходило и трех дней, как совершалось новое нападение. Осенью акции проходили реже, но не прекратились до сих пор. Последняя акция принадлежит организации Stop Fossil Fuel Subsidies («Остановите субсидирование ископаемого топлива»), которая выступает против добычи угля и нефти и предлагает использовать зеленую энергетику, пишет издание Buro. На этот раз активисты действовали в Национальной галерее Австралии в Канберре, где раскрасили, а после приклеили себя к картине Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл».

Может показаться, что активисты нападают только на популярные произведения искусства, но, на самом деле, начали они с малоизвестных картин. Об этом в своем блоге «Shakko: об искусстве» пишет Софья Багдасарова – искусствовед, журналист издания The ArtNewspaper Russia. По ее мнению, организация Just Stop Oil имеет команду грамотных пиар-менеджеров, которые придумали весь цикл акций. Но изначально в этом цикле была допущена ошибка, а именно – использовать в своих акциях менее громкие произведения искусства. Об этой оплошности команда пиарщиков узнала только после нападения на «Подсолнухи» Ван Гога, показатель успеха которого была большая огласка в СМИ.

Организация Just Stop Oil и ее участники открыто заявляют о своих целях. Один из экоактивистов, Саймон Брамвелл, дал интервью для издания Daily Beast. По словам Брамвелла, для привлечения внимания политиков и общественности к климатическим проблемам, нужно пользоваться сферами, затрагивающими различные аспекты человеческого опыта, в которые входит искусство. В интервью выяснилось, что у эковандалов нет цели нанести ущерб произведениям искусства, для них это является одним из инструментов донесения своего мнения.

«Несмотря ни на что, искусство не должно страдать», - поделилась своим мнением Елизавета Климова – искусствовед, автор блога «Безумные будни искусствоведа».

«Борьба с глобальными проблемами становится неоднозначной», – продолжает Елизавета Климова, – «девочки и мальчики из обеспеченных семей проводят и снимают свои акции против глобальных проблем на айфоны, которые собираются людьми, живущими в странах Третьего мира, что также является серьезной проблемой. В этом и кроется лицемерие: они сами пользуются благами цивилизации и кричат о том, чтобы другие задумались о людях, у которых нет возможности есть и пить, при этом, портят произведения искусства.

Ульяна Смелова - искусствовед, спикер общества «Знание» и детский репетитор по истории искусств предлагает более гуманные способы борьбы с экологическими проблемами: «Если есть желание помочь – разделяйте мусор, устраивайте субботники, общайтесь с правительством напрямую, с помощью петиций, молодежных политических организаций, комитетов по экологическим проблемам».

Из-за актов вандализма со стороны экоактивистов будут предприниматься максимальные меры безопасности. Примером служит Потсдамский Музей Барберини, где произошло нападение на картину Клода Моне. По данным, полученным ТАСС от представителя музей, в рамках усиленных мер безопасности проводится проверка сумок. Допустимым размером сумки является формат не более DIN F4. Изменения систем охраны музеев может негативно сказаться на впечатлениях любителей искусства: «Учащение подобных случаев вандализма может сделать наслаждение подлинными произведениями визуального искусства недоступным, из-за остекления и защиты холстов смотреть на живопись будет неудобно - помешают блики света», – комментирует Ульяна Смелова.

По мнению Елизаветы Климовой, акции эковандалов несправедливы по отношению к посетителям музеев: «Мишенью должны быть не любители искусства, а люди, которые действительно замешаны в не разумном потреблении природных ресурсов, например, автогонщики, владетели компаний, которые выкачивают данные ресурсы для производства».

Подобные акции экоактивистов доставляют музеям большие проблемы. На восстановление картин уходит много сил, времени и бюджета. Учреждения приходится закрывать для того, чтобы связаться со всеми владельцами произведений, находящихся на хранении, для обсуждения вопроса дальнейшего сотрудничества и оценки рисков. Музейные сотрудники самостоятельно избавляются от следов вандализма: оттирают следы разлитых супов, приводят в порядок рамы и стены. «Возможно будет зафиксировано незначительное увеличение спроса на посещение музеев, ведь они в обществе воспринимаются как храм искусства, а арт-вандализм показывает, что произведения искусства вовсе не вечны и неприкосновенны, поэтому стоит их увидеть, пока есть возможность», – предполагает Ульяна Смелова.

Не особо активно ведется работа над мерами наказания эковандалов. Например, газета Известия пишет, что активисты, нападавшие на картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в галерее Маурицхейс в Нидерландах, получили лишь два месяца заключения. Но надежду на справедливое наказание активистов дал канцлер Германии Олаф Шольц. «Полиция расследует все, что связано с препятствиями на дорогах и блокировками движения, а также с повреждением имущества в музеях, и каждый должен ожидать, что это всегда приведет к разбирательству», – сказал Шольц 11 ноября на организованном редакционным объединением мероприятии RedaktionsNetzwerk Deutschland, передает ТАСС. Также канцлер добавил: «У многих есть серьезные сомнения относительно того, сработает ли это в качестве полицейской меры для предотвращения новых преступлений».

Иллюстратор: Зарина Давлетгареева

Rating 5 Просмотров: 1623

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.