English

Информационно-образовательный портал

Поэзия и мода – есть ли связь?

Алена Смирнова, 22 декабря 2023

Ахматова, Северянин, Гумилёв – знаменитые поэты, чьи произведения остаются актуальными спустя года. Их талант, слог и самобытность до сих пор вызывает восхищение. Но мало кто знает, что они были и «законодателями моды», и люди, сами того не подозревая, подражали стилю любимых поэтов.

Первым человеком, рассмотревшим моду сквозь призму поэзии, стала Мария Третьякова – телеведущая, искусствовед и историк моды. Широкую известность она приобрела после шоу «Пацанки», где выступила в роли преподавателя «Школы леди». Мария Третьякова исследует явления, находящиеся на стыке искусствоведения и литературоведения, изучает моду и то, как она отражается во всех сферах человеческой жизни. Она автор трёх книг, две из которых посвящены связи поэзии и моды: «Поэзия моды» 2014 года и «Поэзия моды Игоря Северянина» 2017 года.

Как же появилась идея сочетать моду и поэзию? Проходя обучение на курсе Александра Васильева в Московском государственном университете и подготавливая ещё одну работу, Мария Третьякова задумалась, что было бы интересно исследовать поэзию, посвященную одежде и моде.

Обратившись к русской литературе XX столетия, можно увидеть, что во многих стихотворениях поэты уделяли внимание деталям одежды, предметам женского и мужского гардероба, и даже техническим новинкам, например, аэроплану и автомобилю. Можно встретить даже стихи о газированной воде и мотороллере. Поэты, на самом деле, очень много пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Например, в произведении Ахматовой можно встретить строчку «Я надела узкую юбку, чтоб казаться ещё стройней». Понятно, что стихотворение посвящено не самой одежде, но из него видно, что поэтесса задумывалась, как и во что ей одеться. И стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным.

А вот строки Игоря Северянина из стихотворения «Кензели»:

«В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена —

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый».

Шуршащее платье дамы подчеркивает её одиночество, а остальные детали ярко отсылают читателя к популярному в начале XX века стилю модерн. Его элементы проявились в архитектуре, скульптуре, живописи, графике, прикладном искусстве. Бурное развитие производства и появление новых технологий строительства подталкивали художников к поиску гармонии художественными и утилитарными началами. Архитектурные формы обогатились множеством затейливых украшений, интерьеры были наполнены различной дубовой и ореховой мебелью:

«Ореховые клавесины,

И отраженная в трюмо

Фигурка маленькой кузины,

Щебечущей на них Рамо…»

– «Рисунок иглой», И. Северянин

Освещение было керосиновым, позже газовым. В обиход вошли фотоаппараты, стереоскопы, фонографы, телефоны и граммофоны:

«…Неожиданный и смелый

Женский голос в телефоне…»

– «Телефон», Н. Гумилёв

Но всё же главным «предметом искусства» была Женщина. Похожая на диковинный цветок или редкую бабочку, она и соответствующе выглядела. Символами моды 1900-х годов стали знаменитые демимонденки рубежа веков, такие как бельгийская балерина Клео де Мерод, испанская звезда кабаре Каролина Отеро или итальянское сопрано Лина Кавалери. Образ такой женщины нашёл отражение в стихотворении Игоря Северянина «В лимузине». Тогда, в первом десятилетии нового века, западный мир близко познакомился с русским искусством. Несмотря на бурное, из-за Русско-японской войны, начало века, Россия находилась на техническом и экономическом подъёме, что позволило ей громко заявить о себе в искусстве и повлиять на мировые модные тенденции.

Грандиозная выставка русского искусства 1906 года, состоявшая из 12 залов и 750 экспонатов, многие из которых были на время предоставлены Дягилеву из императорских дворцов, музеев и частных коллекций, и эффектно оформленная Львом Бакстом, продемонстрировала невиданные произведения. Следующей «вехой» стали Русские сезоны. Программа была разработана Жаном Кокто, а афишу, на первый взгляд простую – рисунок углём и мелом на голубовато-серой бумаге, изображающий Анну Павлову, – создал Валентин Серов. Эта афиша была расклеена по всему Парижу и стала символом Русских балетов, чьи гастроли буквально свели Париж с ума – Игорь Северянин отразил это в своём стихотворении «На премьере».

Сенсацией стал балет «Шахерезада» в оформлении Бакста. Выполненный в восточном стиле, он не только определил путь развития оформительского искусства на последующие полтора десятка лет, но и стал знаменательным событием в мире моды. В костюмах нашли новое воплощение две тенденции – увлечение экзотичным Востоком и миром моды. Великолепные театральные эскизы Бакста были сразу же приобретены парижским Музеем декоративных искусств и стали образцами для иллюстраторов моды. Такое признание побудило художника в 1910-х годов обратиться к женской моде – он стал рисовать эскизы костюмов для французского дома высокой моды Paquin.

Идеи Бакста позже использовали портные, главным образом, Поль Пуаре – парижский кутюрье, работы которого оказались ко времени и предвосхитили моду XX века. Он предложил женщинам отказаться от корсета и обратить внимание на восточную стилистику в одежде. В парижских салонах вошли в моду низкие диваны, их хозяйки начали носить чалмы с эгретками и юбки, напоминающие шаровары – свидетельство об этом оставил Игорь Северянин в стихотворении «Сон в деревне». Изменения проявились не только в композиции и цветовых решениях, но и в декоре в целом: комнаты отделывали панелями из редких сортов древесины и наполняли различными подушками, с абажуров свисали многочисленные кисточки.

В наши дни быстрое распространение информации сильно повлияло на моду. Образы из виртуального мира переносятся на подиумы, а в информационном понимании формируется мир без границ. Искусство, литература и мода ищут пути решения новых задач, которые ставит перед ними меняющаяся с космической скоростью жизнь. В начале XX столетия темп был другой, и стиль того времени нашёл отражение в произведении русских поэтов, и их стихотворения – своеобразный исторический экскурс.

Rating 5 Просмотров: 129

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

«Ты осознаёшь, что всё было не зря»: вожатая о своём ремесле

Таисия Анисимова работает вожатой 4 года в СПО «Перспектива». В интервью «Первой линии» она рассказала, почему пошла на эту работу, поделилась своим опытом и мнением о том, какими ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.