English

Информационно-образовательный портал

КАЗАТЬСЯ ИЛИ БЫТЬ?

Милана ВИНН, 10 ноября 2013

Проблема иллюзорной жизни современной молодежи.

Сегодня никто не удивляется тишине семейных обедов или дружеских встреч. Современный диалог – это диалог в социальной сети, а современный лучший друг – телефон или iPad. Наша жизнь стала реальной в виртуальном пространстве, а наше настоящее существует лишь для того, чтобы создать иллюзию. На вопрос, зачем мы достаем телефон из кармана, ставим «лайк» мифическому человеку из соцсети или выкладываем фотографии того, что едим, на чем ездим и с кем общаемся, получаем ответ: «желание казаться, а не быть».

Жизнь-online

Раньше мы все регистрировались в популярных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», чтобы наладить общение с тем, с кем не могли поговорить лично. Многие нашли своих потерянных родственников и старых друзей, другие - новые знакомства.

Никто не понял сразу, что жизнь в социальной сети – это отдельная жизнь, по своим законам и правилам. И потому мы добровольно попали в ловушку – жизнь-онлайн стала неотъемлемой частью нашей повседневности.

То, чем живет другой человек, стало понятно из фотографий в профиле, с кем живет – из семейного положения на страничке, а с кем общается – из его интернет-друзей. Да, в общем-то, стало понятно все. Потребность что-либо спросить отпала, а вслед за ней и потребность в общении в принципе. Да и зачем тратить время на звонки и встречи, если обрести друга сегодня можно с помощью одного клика «мышкой». Вот у тебя уже сто друзей, а вот их уже тысяча. Сейчас количество подписчиков можно даже купить. Так что поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» воплотилась в жизнь не лучшим образом. А чего стоит обрести хотя бы одного настоящего друга, не говоря уже о сотне.

Благодаря социальным сетям вместо настоящей дружбы появился ее суррогат. А вместо настоящей жизни – иллюзия.

Социальная сеть – идеальная среда, где можно стать тем, кем всегда мечтал, пусть и «понарошку». Это инкубатор, где никто не смотрит тебе в глаза, и никто не заподозрит обмана: можно легко выдавать желаемое за действительное. Обмен своими чувствами и переживаниями в «постах» позволяет привлечь к себе внимание, а мыслями и суждениями – способ подать себя как творческую интеллектуальную личность.

Что же случилось, что эта искусственная среда стала дороже нам настоящей? Как правило, человек всегда выбирает легкий путь: гораздо легче стать кем-то в интернете, чем добиваться уважения окружающих в реальной жизни.

Ярмарка тщеславия

Недавно появившаяся социальная сеть «Инстаграм», где люди обмениваются фотографиями и «лайками» в онлайн-режиме, возвело чувство зависти в целый культ.

Моя знакомая, зарегистрированная в этой сети, постоянно выкладывает фотографии своего автомобиля класса-люкс, новых сумок и платьев, купленных в бутиках, даже швейцарского шоколада, привезенного ей «любимым папой» из командировки. Только вот ее фото в дизайнерских платьях с подписью «выхожу на прогулку» сделаны в примерочной магазина, фотографии автомобиля скачаны из интернета, как и коробки с конфетами. Обилие других онлайн-приложений, позволяющих отмечать свое местонахождение вроде “foursquare” и отвечать на публичные вопросы («ask.fm», «formspring», «спрашивай.ру» ) помогают ей поддерживать впечатление красивой жизни. Она отмечается в пятизвездочных отелях и ресторанах, где никогда не была, и отвечает на анонимные просьбы перепарковать свой автомобиль, которого у нее нет.

Лишь немногие знают, что эта девушка - пленница своей зависти и чужого мнения, не признающая свое настоящее. Несмотря на все это она живет в комфорте, профессионально занимается большим теннисом, а на каникулы ездит за границу с родителями. Не такая уж плохая жизнь, но жизнь виртуальных кумиров привлекает ее гораздо больше.

Другой мой знакомый несколько месяцев рассказывал мне о том, что он работает на высокооплачиваемой работе, делает ремонт в подаренной родителями квартире в элитном районе Петербурга, ездит на своей собственной машине. Он в подробностях описывал, сколько и за что заплатил рабочим сегодня, куда выходят окна гостиной, и какая плитка лежит в ванной. Только потом я узнала, что все это он выдумывал. Правдой из этого оказалась лишь машина, точнее машина его родителей, которую он гордо демонстрировал, пока они были на работе. Этот молодой человек настолько вжился в образ, что практически сам поверил в существование всех этих атрибутов богатства. Признавать правду для него оказалось болезненно, ведь вместе с признанием пришлось расстаться со своим выдуманном миром.

Но помимо таких обманщиков, существуют и те, кто ведет тот самый завидный образ жизни. У них действительно свои дорогие машины, квартиры, они одеваются в бутиках и большую часть времени посвящают себе. Их жизнь, так широко освещаемая социальными сетями, сегодня стала эталоном для многих. Хотя она не менее иллюзорная, чем та, которую выдавали за действительность ребята. Эти же кумиры обманывают в первую очередь себя. Они видят мир сквозь экран мобильной камеры, а понятие хорошо или плохо оказывается тесно связано с количеством «лайков». За «крутыми» вещами они скрывают свою душу, мысли, искренние чувства. Ведь они не всегда положительные, не всегда всем нравятся и в конце концов их нельзя «лайкнуть». В настоящем мире, чтобы сказать «мне нравится» нужно хоть чуть-чуть, но преодолеть себя. А в искусственном - живут искусственные люди в виде профилей с искусственными чувствами в виде «лайков».

Приятный самообман

Но неужели все дело в зависти и всему виной социальные сети? Практикующий психолог института «Гармония» Дмитрий Каминский попытался объяснить, почему молодые люди так любят жить в мире фантазий:

- В возрасте 17-20 лет мы сталкиваемся с тем, что наши детские мечты не сбылись и просто так уже не сбудутся. Например, в своих детских фантазиях мальчик считал, что в 18 лет у него будет машина. И вот в 18 лет реальность показывает ему, что просто так этой машины у него не будет, для этого надо работать, учиться. Так происходит психологическое взросление личности. Если человек укореняется в своих фантазиях, то эти фантазии становятся его домом, его реальностью. И тогда он по инерции выставляет желаемое за действительное.

Пожалуй, каждый из нас хоть раз расставался со своей несбывшейся мечтой. Взять всеми любимый вопрос ребенку: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Мало кто действительно стал тем, кем хотел. Но, главное, чем младше ребенок, которому задаешь этот вопрос, тем более редкий ответ можно услышать. Сегодня дети еще не так подвержены тенденции следовать общественному мнению, у них есть свои собственные желания. А вот становясь чуть старше, уже в средней школе ребята начинают хотеть практически одного и того же. Как будто бы все заразились одними стереотипами, одними желаниями.

Мало кто мечтает добиться в жизни всего самостоятельно, найти свое призвание, принести миру пользу или стать хорошим родителем своему ребенку. Бытует мнение, что все это невозможно или настолько сложно, что можно даже не пытаться. Самостоятельно устроиться в жизни тяжело, призвание, как правило, не приносит денег, а семью надо строить только когда заработаешь свой первый миллион. Всем кажется, что появись волшебный чемоданчик с деньгами – и все проблемы решены: работать уже нет необходимости, тебя все любят и уважают. Только вот, чтобы реализоваться как личность, «быть», а не «казаться», необходимо постоянно работать над собой, совершать поступки, преодолевать себя, проявлять свою волю. А чтобы «казаться» достаточно просто быть потребителем, постоянно удовлетворяющим свои прихоти.

Общество потребления

Мы не заметили, как наша жизнь перестала нам принадлежать, и то, что видят в нас другие, стало важнее, чем то, что мы сами думаем о себе. Мы стали управляемыми, ведомыми ложными идеалами и ценностями, которые легли в основу «кажущейся» жизни.

Известный французский философ и социолог Жан Бодрийяр в своей книге «Общество потребления» писал следующее: «Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая очевидность потребления и изобилия, основанная на умножении богатств, услуг, материальных благ и составляющая род глубокой мутации в экологии человеческого рода».

Действительно, человеческий род в каком-то смысле мутировал и продолжает мутировать. С экранов телевизоров и страниц глянцевых журналов на нас смотрят счастливые люди: герои сериалов и фильмов, гости ток-шоу, знаменитости, чья жизнь давно перестала принадлежать только им. Все они красиво одеты, кушают в шикарных ресторанах, ездят на дорогих машинах и отдыхают на лучших курортах. Никто не задумывается о том, результат ли это упорной работы, действительно ли счастливы эти люди и даже правда ли все это на самом деле. Важно одно: они выглядят счастливыми и богатыми.

Социолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей работе «Иметь или быть» отмечает: «В современных развитых промышленных обществах потребление - наиболее важная из форм обладания. Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой - оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю». Сегодня эта формула стала своего рода «формулой счастья». Достаточно просто «купить» вещь, чтобы выглядеть чуточку значимее в глазах окружающих.

Интересно, что образ несчастного человека напрямую ассоциируются с человеком не имеющим возможность «купить» или просто бедным. А выражению «богатые тоже плачут» сегодняшним подросткам будет сложно поверить.

Да и что удивительного, ведь в тех же СМИ, в художественной литературе и кино нам демонстрируют, что за деньги, даже за вещи можно купить любовь, друзей, уважение, признание. Такая подмена ценностей результат того, что мы больше не принадлежим себе, миром правят вещи.

Казаться или жить?

Мы получаем диплом и не учимся, ходим в спорт зал, не осваивая при том ни один вид спорта, пишем посты и статусы, но почти не пишем хороших книг, хотим иметь много денег, но не работать. В погоне за результатом пропускаем самое главное – процесс. Так мы существуем, прожигаем жизнь. Но не живем. Социальные сети и общество потребления отдалило нас от самих себя. И наша жизнь растворилась в виртуальном пространстве и времени при нашем на то согласии. Стремясь к достижению иллюзорного счастья, человек стал только иллюзией полноценной личности. Мы боимся заглянуть в себя и посмотреть, кто мы на самом деле, а не в профиле в контакте и глазах окружающих, кто мы, если говорить начистоту.

Нам кажется, что мы в любой момент все исправим, поменяем, перепишем.. Но в настоящей жизни так не бывает. И если страничка в социальной сети может жить вечно, пока ее не удалишь, то мы – не будем. А тратя жизнь на то, чтобы «казаться», мы забываем, как дорога каждая минута здесь и сейчас.

Rating 5 Просмотров: 9165 | Комментариев: 1

Комментарии

Карина 27 ноября 2013

Подражая классику: Про кого прочитал? Про себя прочитал! Эх ты...

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.