Безопасность превыше всего
Щебенькова Софья, 9 июня 2021
Начальник отдела информации Ленинградской атомной электростанции Н.В. Кашин на техническом туре по новому энергоблоку ВВЭР-1200 рассказал студентам Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ о системе безопасности на производстве атомной энергетики.
Атомные электростанции нужно закрывать. Радиация—страшное явление. Она превращает все живое в уродливых мутантов и убивает природу. Спастись можно, если выпивать утром и вечером водку и закусывать ее йодными таблетками.
Это все, разумеется, бред, который нужно забыть. Начальник отдела информации Ленинградской атомной электростанции Николай Вениаминович Кашин рассказал о системах безопасности ЛАЭС и развеял некоторые закоренелые мифы, касающиеся атомной энергетики и радиации.
«Самое главное — безопасность», ─ утверждает Николай Вениаминович. Сложно с этим спорить, когда проходишь контрольно-пропускной пункт, где дежурят военные, а через некоторое время слышишь оповещение об учебной тревоге для пожарных. На ЛАЭС безопасность начинается с людей.
Само предприятие предусматривает меры защиты от возможных чрезвычайных ситуаций. Стены реактора сделаны достаточно толстыми, чтобы выдержать взрыв. Также сооружена ловушка расплава. Ловушка расплава — это постройка, напоминающая огромную этажерку. Если топливо перегревается и плавится, оно стекает в ловушку и накрывается жертвенным материалом, который поглощает радиоактивное излучение. Люди, трудившиеся над постройкой энергоблоков, также позаботились и о питании станции. Они разработали два способа: основной, турбогенератор, и резервный, дизельгенератор. Последний надежно защищен от потенциальных опасностей, ведь в случае трагедии он выручит. Благодаря нему станция не потеряет управление из-за внештатной ситуации.
Что касается безопасной эксплуатации атомной энергии, приняты меры, минимизирующие ущерб людям и природе. Радиоактивные выбросы ничтожно малы, чтобы кому-либо навредить, а вода, использующаяся на станции для охлаждения реактора и вращения турбины, не сливается в открытые водоемы, а используется снова. Николай Вениаминович уточнил, что к уже циркулирующей воде добавляют немного свежей, так как часть постоянно испаряется через градирни.
На станции, как бы неожиданно не прозвучало, естественный уровень радиации. Этот уровень считается безопасным. «Радиация может спровоцировать онкологические заболевания или лучевую болезнь. Но едва ли вы получите когда-нибудь такую дозу, не пережив аварию на АЭС. В Чернобыле, например, от последствий радиации страдали не только люди, но и животные. Их отстреливали», — поделился Николай Вениаминович, — «И никаких мутантов там не было. Байки все это».
Но что касается безопасности сотрудников? У нас с Николаем Вениаминовичем состоялся такой диалог:
— Вредит ли работа в отрасли атомной энергетики здоровью?
— Вредит ли… Я вам отвечу так: у меня девять внуков. Исчерпывающе?
Исчерпывающе. Сотрудники ЛАЭС — крепкие и здоровые люди. На таком поприще без здоровья никуда. Николай Вениаминович добавил, что, вопреки расхожему мнению, водка и йод не используются как защита от воздействия радиации. Алкоголь только портит здоровье, а йодные таблетки хороши только как экстренная мера.
В коридоре энергоблока висит плакат, на котором женщина держит младенца, и написано следующее: «Дорогие родители! Мы вас ждем дома живыми и здоровыми.» Люди, которым адресовали это трогательное послание, обязательно возвращаются домой целыми и невредимыми. Потому что на ЛАЭС слово «безопасность» — это не пустой звук.
Пока без комментариев