Маршрутки по правилам и без
Дмитрий ИГНАТЬЕВ, 29 ноября 2011
Ваш повседневный маршрут вне закона? Об этом пассажиры чаще всего узнают, когда в автобус уже входят сотрудники ОМОНа: всех просят покинуть салон, а водителя проехать на штраф-стоянку для составления протокола.Как не попасть в салон перевозчика-нарушителя и не стать участником криминальной хроники? В планах городского комитета по транспорту разместить на всех «законопослушных» маршрутках Петербурга специальный логотип – знак качества перевозок.
Оказывается, не все компании-перевозчики «одинаково полезны»: есть среди них официальные и нелегальные. Законом Санкт-Петербурга установлена процедура заключения договоров между операторами пассажирских перевозок и комитетом по транспорту. За это право компании сражаются на конкурсах, так как, работая «по правилам», они получают субсидии из городского бюджета.
Так были отобраны 14 перевозчиков, которые согласились выполнять требования города, в частности, в установленный срок закупать новый подвижной состав и полностью отказаться от использования на маршрутах микроавтобусов «ГАЗель». Их заменили транспортные средства импортного производства с большим классом вместимости: на петербургские маршруты вышли новенькие автобусы «Фольксваген», «Мерседес», «Ивеко».
Целью этой реформы являлась борьба с аварийностью на дорогах, в том числе и общественного транспорта. Прошло одиннадцать месяцев. Однако печальная статистика происшествий с участием отечественных микроавтобусов продолжает иметь место. Об этом свидетельствуют и новостные заголовки: «Газель» столкнулась с легковым автомобилем. Погибли три человека», «На Васильевском острове загорелась «ГАЗель: один пассажир маршрутки пострадал», «На Московском шассе перевернулась пассажирская «Газель».
Получается, что на бумаге «ГАЗелей», перевозящих пассажиров в Петербурге, нет, а жертвы их работы есть. Кто же виноват в этом парадоксе?
К появлению неконтролируемого сегмента рынка отчасти причастны и сами официальные компании. Так, победитель конкурса получает право на обслуживание нескольких маршрутов. Но на наиболее нерентабельных трассах крупные перевозчики заключают договор на обслуживание с другими, более мелкими фирмами. А те, в свою очередь, выходят «разрабатывать» эти неприбыльные направления. Таким образом, маленькая фирма выступает в роли подрядчика, который обязуется выплачивать в месяц официальной компании определенную сумму, при этом оставляя полученную сверх нее прибыль себе.
Но как только крупная фирма понимает, что маршрут имеет устоявшийся пассажиропоток и приносит стабильный доход, она расторгает договор, после чего выводит на трассу свои автобусы. Таким образом, получается, что небольшой перевозчик, оказывается за бортом легальных перевозок, и ему ничего не остается, как с целью заработка идти на неустановленные городом маршруты, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге это является административным правонарушением.
Как рассказал директор фирмы, которая после разрыва договора с официальным перевозчиком вынуждена продолжать свою деятельность нелегально: «Ряд крупных компаний уже образовали на рынке Петербурга монополию. Новой организации прийти на рынок по условиям конкурса очень сложно. Чаще всего, малому и среднему бизнесу просто не предоставляют банковский кредит на приобретение нового подвижного состава, так как никаких гарантий в победе на тендере нет».
Однако наиболее опасными для самих пассажиров на рынке нелегальных пассажирских перевозок являются все-таки предприниматели-одиночки, которые, имеют в своей собственности одну-две машины «ГАЗель».
Алгоритм работы нелегальных перевозчиков вполне понятен: они не могут позволить себе лишние расходы. Техника и водители в этом случае работают на износ, а точнее на максимальную материальную отдачу. «ГАЗель» стоимостью около 500 тысяч рублей в таких условиях эксплуатации окупается за два года, и если «довезет», то на третий уже приносит прибыль. Конечно же, если учитывать экономию на ее обслуживании, ремонте, запчастях.
Такой бизнес как раз и оказывается в "зоне риска", расплачиваться за который приходится пассажирам. И порой – жизнью.
Хотя справедливости ради следует отметить, что опасность исходит не от самих "ГАЗелей" как таковых, а от тех, кто нарушает условия безопасности пассажирских перевозок. В погоне за быстрой прибылью такие компании позволяют водителям нарушать правила дорожного движения, не соблюдать скоростные режимы для того, чтобы увеличить количество совершенных рейсов.
На сегодняшний день лицензия на пассажирские перевозки выдается на 5 лет. Большой проблемы в ее получении у компаний нет, а вот отозвать данное право в случае нарушения фирмой правил безопасности очень сложно. Поэтому мелкие перевозчики, не следящие за состоянием водителей и автомобилей, продолжают работать на городских маршрутах.
Здесь на руку предпринимателям-нарушителям играет то, что, по сути дела, полномочия комитета по транспорту сводятся к организации конкурсных процедур и отбору лучших перевозчиков, а также возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении тех, кто работает, пренебрегая действующим законодательством. И хотя комиссии комитета ежедневно выходят на петербургские улицы с проверками, им явно недостает «мускулов». Все-таки ведомство является исполнительной властью города, а не правоохранительным органом.
Помощь ОМОНа, который по договоренности с комитетом также принимает участие в рейдах, безусловно, добавляет эффективности, но и этим мерам нахватает массового характера. Охватить всех нарушителей не удается, в том числе в связи с банальной нехваткой людей с проверяющей стороны.
Еще одним важным звеном является ГИБДД - вот кто регулярно и в большом количестве дежурит на петербургских дорогах. Но внимание инспекторов больше сконцентрировано на потоке личных автомобилей. А «нелегальные» маршрутки проносятся мимо них, обделенные вниманием.
Получается, что сейчас «спасение пассажиров - дело рук самих пассажиров».
Однако в ближайшей перспективе комитетом по транспорту для удобства горожан и упрощения работы правоохранительных органов все же планируется разработать отличительный знак «Официальный перевозчик Санкт-Петербурга», который будет присутствовать на всех автобусах компаний, работающих по договору с городом. Все небезопасные маршрутки будут его лишены, а значит, петербуржцы будут знать, какой из подъехавших к остановке автобусов обслуживается компанией-нарушителем, а какой - добросовестной фирмой, отвечающей за их безопасность.
Владимир Федоров, лидер общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт»:
– На сегодняшний день нелегалы везут на себе много пассажиров. С другой стороны при организации нормального движения общественного транспорта, с учетом создания системы выделенных полос, возможно, будет справиться и имеющимся легальным подвижным составом. Я думаю, что истина где-то посередине. На каких-то направлениях никто и не почувствует отсутствие нелегалов, а на каких-то их уход будет весьма ощутим.
Пока без комментариев