Сходить в музей, чтобы поиграть
Анна СМИРНОВА, 16 февраля 2012
11 и 12 февраля 2012 года в стенах Эрмитажа люди бегали, искали определенные картины, скульптуры и статуэтки – это проходил квест под таинственным названием Десятая Муза.Не многие решились в холодный день, в 11 часов утра в воскресенье посетить Эрмитаж, всего в квесте приняли участие 29 команд численностью не более пяти человек в каждой. Но те отчаянные, которые не поленились и пошли, в основном остались довольны. Что собой представлял квест? Чтобы принять в нем участие необходимо заранее зарегистрировать команду в группе ВКонтакте. В день игры на входе в Эрмитаж вас встречает приятный молодой человек с табличкой Insomnia G.B., табличкой называется сложенный листок и на нем дважды обведенные гелиевой ручкой буквы. Этот молодой человек забирает организационный взнос, записывает название вашей команды и отправляет вас к не менее приятной девушке, сидящей в кафе за столиком, на котором разложены задания. Именно у этой девушки вы наконец-то получаете задание, состоящее из 29 вопросов, она записывает время вашего старта и команда отправляется на поиски приключений. Список вопросов – это своего рода маршрутный лист: в каждом вопросе загадан какой-то объект, находящийся в стенах Эрмитажа, и команда постепенно перемещается от объекта к объекту по залам. Часто игрокам нужно подметить очень незаметную, конкретную его деталь. Например, количество голов у дракона на определенной картине или слова, написанные на шаре на картине, нахождение которой тоже дано в форме загадки. Так, игрокам приходится активизировать внимательность, логическое мышление, иногда память и даже мышцы ног. Чаще всего - мышцы ног.
Конечно, в такой игре почти невозможно без хитрости. Мало того, что игроки одних команд следят за соперниками, так они еще и по полной эксплуатируют смотрителей в залах. К финалу смотрительницы – такие добродушные бабушки и импозантные немолодые мужчины – уже сами подходят и спрашивают: «Ну что, ребята, что еще ищем?» И они искренне радовались вместе с теми, кто уже завершил выполнение всех заданий и говорили: «Ну молодцы!»
Игра ведется на время, так что в финале – часа через 2-3 после начала - приходится торопиться к той же милой девушке, которая засекала ваше время. Она забирает ответы, останавливает время и спрашивает, понравился ли нам квест. К ней уже присоединился молодой человек, встречавший игроков в самом начале. Наступил конец игры и появляется прекрасная возможность познакомиться с организаторами.
Рядом со мной оказались двое молодых, активных и интересных людей. По ним видно, что игры, которые они организуют, им самим интересны и нравятся. Иван Степанов-Гецци и Мария Смирнова рассказали мне, как это здорово – играть и в то же время познавать что-то новое или просто незамеченное раньше старое. Иван – старожил проекта Insomnia G. B., он в нем уже три года и главный организатор «всего-всего». Участники этого проекта организуют квесты, челленджи, городские игры. Главная их цель – познавать, играя. А все потому что этих ребят действительно беспокоит тот факт, что люди редко ходят в музеи. «В среднем житель Петербурга может сходить в Эрмитаж раз в пять лет», - заметил Иван. «А если этому же жителю предложить игру – он будет чаще бывать здесь». Ваня считает, что еще многое зависит от сезона. Сейчас, например спад активности посещений музеев, но он скоро закончится, а следующий спад ожидается в мае, когда у студентов начнется сессия, а школьники будут готовиться к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Из других мероприятий, которые проводила Insomnia G.B., ребята вспомнили квест «Код да Винчи», он проходил тоже в Эрмитаже в ноябре. Тогда очевидно спада активности не было – в игре приняли участие 111 команд, это более четырехсот человек. Формат квеста был несколько иной, чем сегодня, но игрокам нужно было также как и в этот раз задействовать логику, память и внимание, и еще разгадывать загадки, в которых были зашифрованы номера залов, в которых находились заданные объекты.
Иван также рассказал и о ближайших планах в рамках проекта. Пока основной задачей является освоение других музеев в качестве площадок для проведения игр. Ближайшая перспектива подобного рода – Русский музей. Также ребята занимаются проведением уличных, городских квестов, и в рамках этого направления планируют освоить неформальные памятники Санкт-Петербурга. «Все знают Казанский Собор, Эрмитаж, Адмиралтейство – сюда придут, может, и без наших игр. Но куда сходить, что посмотреть еще, когда приезжаешь в Питер? Этим и стоит заняться, ведь Петербург очень богат интересными двориками, необычными таинственными легендами и классными граффити», считает москвич Иван. В ближайших планах – грандиозная игра в апреле, эта игра будет длиться целый месяц, состоять из разных этапов, проходить в разных местах. «Мы уже договариваемся с разными кафешками, где наши игроки смогут отдыхать. И она будет на волшебную тему».
Когда Ваня и Маша рассказывают о своих мероприятиях, у них по-настоящему горят глаза. Они активны и молоды, они хотят играть и ходить в музеи. Меня искренне радует уже тот факт, что такие люди есть.
В 17.00 состоялось награждение победителей и участников. В квесте приняла участие одна детская команда, она стала победительницей в своей номинации и получила приз – книгу об Эрмитаже. Во взрослой номинации конкуренция была жестче и победителями стали всего три команды. Они получили в подарок настольные игры, а те, кто не дотянул до призового места, получили маленькие утешительные призы. Но даже это не смогло омрачить прекрасный, хоть и морозный, но солнечный день, проведенный рядом с произведениями искусства и интересными людьми. Кстати, хочу напомнить, что студентам в Эрмитаж вход свободный. И почему я не бываю здесь чаще?
Пока без комментариев