English

Информационно-образовательный портал

Высшее образование: коэффициент полезного действия

Елена НИКУЛИЧЕВА, Владиславна БОНДИНА, 7 декабря 2012

UntitledПока в обществе обсуждали третий срок Путина и дело Pussy Riot, в Министерстве образования и науки решили не терять времени даром и посчитать КПД российских вузов. Как результат – длинный список неэффективных вузов и недоумение в академических кругах. Корреспонденты «Первой линии» попытались выяснить, как рейтинг Минобрнауки отразился на питерских вузах, и в чём вообще можно измерить эффективность образования.

- Мой вуз признали неэффективным. Получу ли я диплом педа или какого-то другого университета, непонятно: часть хотят оставить, а часть - сделать филиалом Герценовского университета, - говорит Михаил Воробьёв. Он студент 3-го курса юрфака Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ). По результатам мониторинга Минобрнауки его вуз, как и 135 других по стране, был признан неэффективным, после чего появились слухи, что его могут закрыть, из-за чего студенты и преподаватели ВГПУ устроили пикет перед главным зданием университета.

Попытка рассчитать вузы на первый-второй аукнулась брожением в университетской среде в целом. Как ни странно, официальные и неофициальные органы оказались не готовы беседовать на эту тему. Председатель Комитета по науке и высшей школе планировал лично встретиться с корреспондентами «Первой линии» и ответить на их вопросы, но, увы, встреча так и не состоялась. К сожалению, в QS World University Rankings, организации, которая составляет рейтинг ведущих университетов мира, также отказались давать комментарий, ссылаясь на ограниченный доступ к интернету, а между тем, прокомментировать действительно есть что.

Реорганизация: метод сложения

По результатам мониторинга, неэффективными были признаны 10 петербургских вузов: Полярная академия, Академия ветеринарной медицины, ГАТИ, ГАСУ, ИНЖЭКОН, Университет водных коммуникаций, Университет кино и телевидения, Университет культуры и искусств, Университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), а также Университет технологии и дизайна. В ответ на это представители гуманитарных вузов сказали, что их работу трудно оценить в количестве выполненных лабораторных работ, после чего Минобрнауки решило всё-таки исключить их из списка неэффективных в силу специфики их деятельности.

Экономические университеты, которым повезло меньше, решили пойти по пути реорганизации. Об объединении ИНЖЭКОНа и ФИНЭКа стало известно ещё в июле этого года. Вместе эти вузы хотели создать Санкт-Петербургский государственный экономический университет, который стал бы крупнейшим образовательным учреждением в России по подготовке бизнес-кадров. После публикации списка к этому проекту захотел присоединиться ещё один вуз из числа неэффективных, а именно СПбГУСЭ. У объединённого экономического университета уже есть ректор, Игорь Максимцев, который сейчас возглавляет ФИНЭК, а через несколько лет появится собственный кампус.

В школе двоечников нередко сажали вместе с отличниками в надежде на то, что последние помогут однокласснику с предметом и подтянут его успеваемость. Как правило, заканчивалось это тем, что двоечник просто списывал с отличника. Что-то похожее сейчас происходит с вузами. С одной стороны, вряд ли можно говорить о неэффективности всего университета в целом, скорее всего, непродуктивны те или иные кафедры, в то время как другие могут быть очень успешными. В этом плане реорганизация вузов даёт возможность взять от каждого из них лучшее и объединить их под одной крышей. С другой стороны, как это поможет в решении проблем конкретного вуза? Позволит ли объединение преобразовать учебный процесс изнутри? Или, как в случае с двоечником, всё останется по-прежнему – поменяется лишь место, а знания останутся прежними.

Сократить нельзя оставить

Отголосок мониторинга вузов почувствовали на себе даже эффективные университеты. Так, на филологическом факультете СПбГУ объявили собственную войну неэффективности - и предложили сократить количество бюджетных мест почти в два раза. По мнению проректора вуза Сергея Богданова, это помогло бы снизить нагрузку на преподавателей, сэкономить бюджетные средства и проветрить перегруженные занятиями аудитории. Ещё одна мера – проводить набор на ряд отделений филфака раз в два-три года. В 2013 году бакалавров планировали вообще не принимать на кафедры библеистики, классической филологии, математической лингвистики. Девушкам придётся подождать год или поехать учиться в МГУ, где не собираются менять план приёма. Юноши послужат год в армии, а значит, поступят через три.

Такие меры были бы понятны, если на эти кафедры был недобор. Но «все они в 2012 г. выполнили план приема, (конкурс на языкознании и математической лингвистике – один из самых высоких), – пишут в коллективной петиции петербургские гуманитарии. – число бюджетных мест там и без того минимально – от 5 до 10 человек». Туда идут не ради диплома престижного вуза, а чтобы овладеть редкой специальностью. Согласитесь, не каждый решится поступать на математическую лингвистику, в этом смысле гораздо практичней изучать европейские языки. Если студент всё-таки пожелал выучить в университете не ходовой английский, а древнегреческий, пускай раскошеливается – государство за такого рода причуды более платить не намерено. Год обучения на филфаке стоит 239 080 рублей, бакалавриат обойдётся почти в миллион. Видимо, такие «странности» могут быть посильны только богатым.

Стоит ли говорить, что подобную затею руководства вуза встретили в штыки. За последнее время с протестами выступили студенты-слависты СПбГУ, слависты РГГУ и Пушкинский дом. Под коллективной петицией, адресованной президенту Владимиру Путину и министру образования и науки Дмитрию Ливанову, подписались более 8300 человек.

Наконец своё слово сказал ректор СПбГУ Николай Кропачев. На встрече с Богдановым и Вербицкой, которая является деканом факультета, он выступил против уменьшения числа бюджетных мест.

- Мы с вами, коллеги-филологи, можем и должны повышать качество нашей работы без сокращения приема.

Слава богу, что в СПбГУ не стали принимать поспешных решений, хотя жаль, что первоначальная идея так и не была воплощена в жизнь. Ведь переполненные аудитории, в которых студенты вынуждены сидеть в духоте, – это нешуточная проблема. Логично, что, чем меньше человек будет сидеть в аудитории, тем больше будет воздуха. Сокращение бюджетных мест наконец-то даст студентам возможность вздохнуть полной грудью, вот только, когда возникнет необходимость в специалисте по редким языкам, нам самим ничего не останется, кроме как вздохнуть.

Калькулятор эффективности

Попытка измерить эффективность вузов в квадратных метрах или уровне цитируемости работ кажется, по меньшей мере, странной. Основная задача высшего учебного заведения – выпускать квалифицированных специалистов, которые могли бы применить свои знания на практике, поэтому логичней было оценивать эффективность университетов с точки зрения востребованности его выпускников. Если большинство студентов, закончивших высшую школу, работает по специальности, то можно сказать, что вуз справляется со своей функцией. Если же он с ней не справляется, тогда его стоит признать неэффективным.

Согласно данным, полученным Институтом социально-политических исследований РАН, в 2011 году каждый третий молодой специалист работал не по специальности, полученной в вузе – и это серьёзный повод задуматься.

- Хотите знать, выпускники каких вузов чаще устраиваются по специальности? Такой статистики нет ни у нас, ни у Минобрнауки, - говорит Игорь Абрамов, главный редактор газеты «Работа для вас (Санкт-Петербург)». – По неофициальным данным, лучший по этому критерию среди театральных вузов – Театральное училище им. Щукина в Москве, 99% его студентов устраиваются по профессии.

Если так рассудить – высокий бал ЕГЭ, деньги и «жилплощадь» - не более чем статус и имидж вуза, но никак не образовательная эффективность. Только встречают по одежке – а уволят все же по уму. Показатель успешности выпускников был учтен при составлении уже следующего индекса – альтернативного рейтинга агентства «Эксперт РА». Здесь помимо объективных количественных показателей в расчет принималась также и качественная сторона: мнение профессионального сообщества, студентов и выпускников, а также представителей отделов кадров компаний и кадровых агентств. В итоге – открыли Америку. Самым авторитетным оказался МГУ им. Ломоносова, на втором месте – МГТУ им.Баумана, затем Санкт-Петербургский госуниверситет, Физтех и Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ). Казалось бы, этой стабильности и «ожидаемости» стоит радоваться, но не все эксперты были настроены оптимистично.

- Рейтинг "Эксперт РА" не преподнес сюрпризов, он просто идет в фарватере сложившейся традиции. А смысл всякого нового рейтинга был в новизне, в том, чтобы переломить традицию, - заявил глава аналитической службы Российского союза ректоров Борис Деревягин.

Признать МГУ неэффективным?! Пожалуй, довольно будет и того, что добрая половина педагогических вузов страны попала в немилость. Куда уж больше сюрпризов.

Рейтинговая истерия вокруг российских вузов стала чем-то напоминать высокорейтинговую музыкальную передачу в стиле «Топ - сколько-нибудь»: все следят за ее ходом, делают ставки и ждут очередной сенсации – кто покинет список, кто в него войдет. Кстати, как раз сейчас русский MTV, известный своими топ-чартами, объявил о закрытии. Что ж, свято место пусто не бывает, и у образовательных рейтингов есть все шансы это место занять.

Прецедент мирового рейтинга, в котором российская высшая школа заняла, по меньшей мере, скромные позиции, и последовавший из Минобрнауки список неэффективных вузов стали катализаторами глубокого кризиса в системе высшего образования. Воодушевленные и уже определившиеся будущие абитуриенты получили неприятный сюрприз перед сдачей ЕГЭ и поступлением, их родители – дополнительную головную боль. Тысячи студентов и преподавателей, на чьих альма-матер поставили клеймо «Неэффективен!», оказались в подвешенном состоянии. В таком же положении – регионы страны, где после чистки не осталось ни одного эффективного вуза. Внезапно обнаружившийся нарыв придется вскрывать государству без посторонней помощи и малейших промедлений.

Во время подготовки этой статьи депутаты Государственной думы в срочном порядке начали обсуждать новый закон «Об образовании», поправки к другим нормативным документам, вызванные его принятием, и альтернативный закон об образовании, предложенный партией КПРФ. К моменту выхода статьи планируется принять этот закон в третьем чтении. Проблему это, определенно, сразу не решит, но хотя бы внесет толику ясности в состояние полной неразберихи. Ну и координацию в действия чиновников, надеемся.

фото ИТАР-ТАСС

Rating 5 Просмотров: 7862

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.