ЗАТОР, ЗАТОР, КРУГОМ ЗАТОР
Ирина ФЕДЮШИНА, 26 января 2013
Еду на автобусе. Медленно ползем по 8-9 линиям Васильевского острова. Останавливаемся на красный свет, потом снова ползем. Переехать бы перекресток, где нервно гудящие водители пытаются хоть как-то втиснуть машину в нужный ряд. Нам зеленый, сзади кто-то нетерпеливо жмет на клаксон, но автобус не может проехать: мусоровозка и микроавтобус встали на перекрестке так, что между ними – как между Сциллой и Харибдой – едва ли можно пробраться уцелев. Наш водитель, отчаянно ругаясь, умудряется протиснуться между ними, чуть задев мусоровозку. На «зебрах» автомобилисты по-прежнему говорят «но пасаран» пешеходам.
Зима: дороги, вы готовы?
С наступлением зимы дороги Петербурга снова испытываются на прочность. «У нас строго с опозданиями на работу. Теперь я готов оставлять свой «Рено» дома и ехать на метро, чтобы прибыть вовремя, пусть доеду и с гораздо меньшим комфортом», - признается автолюбитель Николай. И он не один такой: многие предпочитают потолкаться в утренний час пик в вагонах подземки, нежели томиться в пробке.
Автолюбители уже и без «Яндекс-пробок» давно знают, какая дорога будет полностью забита машинами, а какая более или менее свободна. Этой осенью к традиционным местам автомобильных заторов добавился и Васильевский остров: во-первых, ремонтируется Дворцовый мост, с полуночи до шести утра его закрывают полностью, а в остальное время рабочими становятся только две полосы из трех в каждую сторону. Вся нагрузка при движении на юг ложится на Благовещенский мост. Во-вторых, с другой стороны Васильевского ограничено движение по набережной Макарова: строится второй выход для станции метро «Спортивная», потому что «Василеостровскую» нужно как можно скорее закрывать на ремонт.
Вот так сошлось: без давно необходимого ремонта объектов городской инфраструктуры никуда. Но и это не все беды, свалившиеся в этом году на головы горожан, пытающихся передвигаться по городу по земле. Добавила им неприятностей погода: обильно выпавший снег не располагает к быстрой езде по дороге. Что же делают городские власти, чтобы решить все эти проблемы?
Комитеты города: ведем борьбу
Как сообщили корреспонденту «Первой линии» в Комитете по транспортно-транзитной политике города, прежде всего в таких условиях была необходима новая схема движения. По поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Козырева, в схеме не должно быть предусмотрено полное закрытие набережной Макарова. На участке от Среднего проспекта до 8-9 линий движение осуществляется только в направлении Дворцовая улица - Уральская улица, проезд в обратном направлении закрыт. Изменено направление движения нескольких улиц Васильевского острова: по 2 - 3-й линиям теперь можно проехать в направлении Большой проспект – набережная Макарова, а не наоборот, как раньше, а по 4 - 5-й – в направлении набережная Макарова – Большой проспект.
Первые дни реализации этой схемы не обошлись без трудностей. Водителям нужно было привыкнуть, а тем, кто не так часто заезжает в этот район – вообще узнать о нововведении, так сказать, уже на месте. Не облегчает задачу и припаркованный транспорт участка Среднего пр. от 4-5 линий до наб. Адмирала Макарова: УГИБДД уже приступило к освобождению от них дорог.
К всеобщей радости наконец-то был установлен светофор напротив вестибюля «Василеостровской»: движение тормозилось, в том числе и из-за нерегулируемого пешеходного перехода. Здесь имела место та редкая обратная ситуация, когда пешеходы мешали транспорту, а не наоборот, когда через каждые десять секунд то и дело кто-то бежит с одной стороны Среднего проспекта на другую. Кроме того, изменили свой режим работы другие светофоры на Васильевском, были установлены временные дорожные знаки, а старые были закрыты непрозрачной пленкой.
Пробки: а мы все равно с вами!
Несмотря на все принимаемые меры стабилизации ситуации, пробки в нашем городе никуда не исчезают. Чаще всего причинами заторов становится плохое состояние дорог и плохая же организация движения по ним. Строительство новых автомагистралей часто не дает желаемого результата: на это петербуржцы отвечают покупкой тысяч новых автомобилей. Елена Ногова, заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры, в одном из публичных выступлений заявила, что транспортная ситуация в Петербурге в ближайшие годы будет только ухудшаться. Ногова считает, что «в городах, где есть предприятия по выпуску автомобилей, а наш город стал таким, уровень автомобилизации повышается особенно значительно. У нас сегодня 300 машин на 1 тысячу жителей, а Тольятти прошел эту отметку еще 10 лет назад».
Общественный транспорт: подожди меня еще полчасика…
В Европе давно поняли, что нужно найти альтернативу личному транспорту. Конечно, уже много раз говорилось о поголовной велосипедизации на Западе, сейчас добравшейся даже до Китая, где повсеместно создаются перехватывающие парковки специально для велосипедов. Но в мороз или сильный дождь на нем не поездишь. Выходом становится общественный транспорт: в том же Берлине он официально имеет приоритет над личным.
А у нас? Общественный транспорт популярностью явно не пользуется: все кричат об его убыточности, да и качество обслуживания в этой сфере оставляет желать лучшего. Кому хочется сначала мерзнуть на остановке неизвестно сколько, чтобы потом точно так же стоять в пробке? Уж лучше коротать время в собственном комфортном авто. Да еще и стереотип, прочно укрепившийся в сознании русского человека: использование общественного транспорта – удел пенсионеров и студентов, а не успешных и преуспевших в жизни людей – добавляет масла в огонь. Отрадно, что многие жители города, даже получая вполне приличные деньги, все же предпочитают покупать не машину, а квартиру поближе к метро: во-первых, так быстрее и легче передвигаться по городу, во-вторых, город чище, поскольку нет выхлопных газов, в-третьих, и участников великого хождения по мукам в пробках меньше.
Но если все же приходится стоять на остановке, раздраженно думая: «Где этот автобус, сейчас околею от холода»? Как обеспечить нормальный график движения, помимо выведения на маршрут дополнительных рейсов? Не давать общественному транспорту томиться в пробках вместе с транспортом личным. В Европе уже давно существуют отдельные полосы, выделенные специально для общественного транспорта. В Париже автомобилисту, въехавшему на такую полосу, грозит огромный штраф. У нас же таких выделенных полос для всех видов две – на Петроградской стороне и на Лиговском проспекте.
«Выделенка»: иногда я работаю, иногда – нет
Выделенная полоса на загруженном Лиговском проспекте оказалась удачным экспериментом. Скорость движения на этом участке увеличивается на 50%. Однако в наших условиях выделенные полосы – не всегда панацея. Так, опыт работы приоритетного режима движения трамвая на проспекте Просвещения оказался не совсем удачным: этот проспект пересекают магистрали с высокой интенсивностью движения и эффект от высокой скорости движения между перекрестками полностью нивелируется низкой скоростью пересечения самих перекрестков.
Но будут ли еще создаваться в нашем «европеизированном» городе подобные полосы? К сожалению, часто это сопряжено со многими трудностями. Как сообщил корреспонденту Комитет по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга, в 2011 году «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» занимался оценкой эффективности создания обособленной полосы для движения трамваев и автобусов от Среднего проспекта Васильевского острова до Финляндского вокзала.
Результат исследования оказался противоречивым. Такая полоса может повысить скорость сообщения до 27 тысяч человек в день – если они передвигаются только на общественном транспорте. Те 80 тысяч, что ездят на личных авто, будут передвигаться с огромными трудностями. Чтобы все-таки реализовать этот проект, нужно сделать многое: построить мост через остров Серный, продлить набережную адмирала Макарова, Песочную набережную. Эта трасса должна стать реальной альтернативой уже существующей, которая явно не справляется с нагрузкой.
Если говорить о выделении полосы простой разметкой, то это работает только там, где остается простор для маневра. На забитых транспортом улицах водители выезжали и будут выезжать на «общественные» полосы. Вспомним выделенные полосы на Невском проспекте, появившиеся в 2008 году: поначалу автомобилисты не заезжали на них, а потом поняли, что никакой ответственности не понесут, если прокатятся с ветерком там, где должны ехать троллейбусы и автобусы. Гаишники штрафовали лишь тех, кто имел неосторожность припарковаться на выделенной полосе. Впрочем, если Невский более-менее свободен, водители редко заезжают на крайнюю полосу с буквой «А», в чем корреспондент «Первой линии» имела удовольствие убедиться лично.
Новые магистрали: мы строим, строим, строим
Решением «пробочной» проблемы отчасти становятся КАД и ЗСД. По словам Юлии Головиной, представителя пресс-службы Комитета по транспортной инфраструктуре, КАД и ЗСД вместе должны забирать от 30% до 50% всего городского автомобильного потока. Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрена так называемая двухконтурная система развития движения. Первым контуром являются улицы, вторым – дороги. В чем разница? Дорогами считаются объекты, по которым можно обеспечить непрерывное движение со скоростями более 100 км в час, улицами – все прочие дорожные объекты светофорным регулированием.
Планируется в городе и строительство других магистралей. Трасса «Фаянсовая-Зольная» соединит ЗСД и КАД, проходя с юга на юго-восток Петербурга, а магистраль №7 станет дублировать проспект Энгельса на севере города. Кроме того, запланировано создание так называемого Транспортного Обхода центра (ТОЦ) - магистрали непрерывного движения, которая должна уводить транспортный поток из центра и распределять его по другим районам города. А для этого нужно строить новые транспортные развязки на пересечении ТОЦ и основных транспортных магистралей города.
Кстати, о центре. Эксперты в один голос твердят, что из него срочно нужно выводить бизнес: сделать въезд в деловой центр города платным, как в Лондоне, в России вряд ли получится. Процесс ухода бизнеса на окраины, естественно, не станет безболезненным. Но на данный момент уже есть и положительные примеры: штаб-квартира «Газпрома» строится все-таки в Лахте, а не на Охте.
Горожане: у нас тоже есть предложения!
В связи с быстрыми изменениями ситуации на дорогах городским властям нужно постоянно обследовать транспортные потоки и делать из этого выводы (последний раз подобный мониторинг проводился по заказу администрации в 2007 году), внося коррективы в комплексную транспортную схему в Санкт-Петербурге.
А пока там, «наверху», решают, что же делать с дорогами, владелец потрепанных «жигулей», водитель с 40-летним стажем Виктор Васильевич Иванченко дает очень правильный совет: «Всем нужно куда-то по своим делам, но раз уж мы живем в культурной столице, давайте это оправдывать. Не нужно наглеть на дорогах – ни водителю, ни пешеходам, тогда и пробок будет меньше. Порой мы их сами и создаем».
Одна из жительниц города предлагает кардинальное решение проблемы. Нужно просто-напросто сделать въезд в город платным, скажем, с 7 до 10 утра и с 5 до 7 вечера. Хочешь работать – за въезд плати деньги: если у автовладельцев хватило средств на машину, должно хватать и на въездную плату. На эти деньги как раз - таки можно улучшать условия движения: например, строить подземные или надземные переходы, которые в отличие от регулируемых светофорами увеличивают пропускную способность дорог.
Юлия, студентка Санкт-Петербургского университета, говорит: «Я вот никогда не каталась на аквабусе. Может, стоит сделать этот вид транспорт более популярным среди населения: проработать новые маршруты, снизить стоимость проезда? Реки – это тоже дороги, а аквабусами в основном пользуются только туристы». Действительно, этот относительно новый для Петербурга вид транспорта не так уж пользуется спросом у населения, хотя летом в жаркий день лучше вдыхать прохладный воздух на Неве, чем сгорать заживо в автомобиле, застрявшем в пробке. Естественно, необходимо тщательно проработать проект – оборудовать те же остановочные пункты – и добираться с одного берега на другой будет быстрее, чем по земле и даже под землей.
Одно можно сказать точно: без комплексного решения «пробочной» проблемы нас всех ждет транспортный коллапс. Петербург вслед за Москвой наглухо встанет в один огромный многокилометровый затор, от чего будут страдать все горожане: на «железных конях» и без них
Пока без комментариев