РАЗДЕЛЯЙ И ЗДРАВСТВУЙ
Елена НИКУЛИЧЕВА, Татьяна КОНДРАТЕНКО, Никита БИЧУРИН, Иван ЗАМОЖНЫЙ, 17 марта 2013
Девятое марта. На улице солнечно и морозно. Город как будто вымер после праздника. Но я решительно направляюсь от метро «Василеостровская» на далекую 16-ую линию. У меня важная миссия. В моей сумке – «опасный товар», и я должен сбыть его в определенном месте, в строго определенное время. Так начинается наше журналистское расследование.
Я сворачиваю на нужную линию, и вижу, что они уже на месте. Молодой человек Андрей, увидев меня, оживляется и выскакивает навстречу из фургона. И это не удивительно. На сегодняшнюю явку за целый час пришел только один клиент, и это я, корреспондент «Первой линии». Я вижу его нетерпение и достаю привезенный «товар».
«Товар» - это вздувшиеся, с белым химическим налетом, батарейки, перегоревшие лампы, старые лекарства и пара сломанных градусников. Андрей - активист-эколог, разъезжающий по Петербургу на специальном фургончике «Экомобиле». Этот пикапчик ежедневно объезжает разные районы города и делает часовые стоянки в определенное время в определенном месте. В этот час любой неравнодушный горожанин может отдать Андрею и его команде любые опасные отходы, которые нельзя выбрасывать в простые мусорные контейнеры. Список этих экологических «явок» есть на сайте организации, в экологических группах в соцсетях, на доске объявлений в гипермаркетах.
«Экомобилистов» совсем мало, не больше 20 человек. Но они универсалы в своём деле: умеют разобрать старую технику по деталям и при необходимости сортируют мусор из «Экобоксов». Это металлические ящики для приёма энергосберегающих ламп и термометров, установленные по одному на каждый район города.
- В принципе, экобоксы – это отличная идея, жаль только, что часто вместо опасных отходов я выгребаю оттуда кучу бутылок из-под пива. В России же живём, экологической культуры пока нет, — сетует борец за чистоту города.
«Давайте вместе сделаем наш город чище», - кричат красные буквы на брошюрах в «Экомобиле». Только почему-то множество «я» никак не складывается в единое «мы», способное что-то изменить коренным образом. Кажется, что каждый сам по себе: правительство отдельно, горожане отдельно, активисты-экологи тоже отдельно. Корреспонденты «Первой линии» обратились к чиновникам и горожанам, к экспертам и опыту старших, чтобы понять, как объединить все наши силы и намерения для решения общей проблемы – утилизации городского мусора.
До лучших времен
Вопрос о сборе и переработке отходов в Петербурге мы первым делом адресовали в «Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности». Оказалось, что они отвечают лишь за часть городского мусора.
— Комитет по природопользованию имеет полномочия только в области организации работ по сбору опасных отходов от населения. Вопросами организации раздельного сбора, переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов занимается городской «Комитет по благоустройству», — сообщила «Первой линии» Юлия, представитель Комитета по природопользованию.
Что касается опасных отходов, то всё, что привозят «Экомобили» и собирается в стационарных пунктах «Экобоксах», поступает на обезвреживание и утилизацию. Часть из них, например, люминесцентные лампы и оргтехника, перерабатывается во вторсырье. Это металл, пластиковая крошка и ртуть. Остальные отходы, например, пресловутые батарейки, пока только складируются в определенном месте, где ждут решения своей участи, по словам чиновников - «определения наилучшей технологии их переработки». Однако даже утилизированные опасные отходы составляют менее 1% от общего количества твердых бытовых отходов, которые накапливаются в Петербурге за год.
Привычка сортировать
Существует три варианта обращения с мусором: складирование на свалке, переработка в полезную продукцию и сжигание. Последний - самый затратный, но почему-то именно его городские власти рассматривают как самый подходящий.
— Нынешние власти заинтересованы в максимально дорогостоящих проектах для того, чтобы получать откат: реализация одного крупного мусоросжигательного завода (МСЗ) составляет порядка миллиарда евро. Это примерно та же стоимость, что и у одного энергоблока атомной станции, — комментирует ситуацию Дмитрий Артамонов, руководитель Санкт-Петербургского отделения Гринпис России. — По данным Министерства природных ресурсов, два МСЗ Москвы дают выбросы диоксидов размеров, равные выбросам всей промышленности Германии. Интересы правительства и наши интересы лежат в разных плоскостях. Их волнуют вопросы финансирования, нас - решение проблемы.
Справедливости ради, надо заметить, что еще при Валентине Матвиенко в Петербурге было принято решение о развитии в мегаполисе системы раздельного сбора отходов. Увы, эта попытка провалилась. Баки, поставленные на каждой третьей улице города, превратились либо в обычные мусорные контейнеры, либо наполнились под завязку и остались стоять как памятники хорошему, но не продуманному решению. В итоге, задумка только навредила идее: сначала люди активно включились в сортировку мусора, но потом поняли, что их обманули. Это ещё сильнее укрепило «экологический нигилизм» жителей: зачем сортировать мусор, если его всё равно свалят в общую кучу?
Единой городской программы по сортировке отходов в Петербурге сейчас нет, но есть ряд переработчиков различного вида сырья. Найти ближайший пункт приёма вторсырья можно с помощью интерактивной карты на сайте Гринписа. Разноцветные отметки показывают, куда можно сдать бумагу, стекло или старую электронику, и карта буквально пестрит ими. Несмотря на это, отходы не могут найти своего рачительного хозяина.
— Причина тому - низкая информированность и мотивированность горожан, — считает Анжела Пиаже, представитель общественной организации «Мусора.Больше.Нет». — Нужно понимать, что экологические идеи не могут быть близки сердцу 100% населения. И в этом случае, должно сыграть добрую службу удобство и доступность пунктов приёма, баков и т.п. А также хорошая информированность. То есть, у населения должна быть выработанная и закреплённая привычка сортировать отходы. Без размышлений и вариантов.
Лес – твой друг!
В своё время СССР была целая система мер по утилизации и минимизации отходов. Так, в школах проводились соревнования по сбору лома и макулатуры, за победу в которых учащиеся могли получить ценные подарки. Но приучали не только пряником, но и кнутом: фото неисполнительных школьников, например, вешали на доску позора, что было огромным пятном на репутации будущего гражданина Советского Союза.
В СССР пропагандировали бережное отношение к природе. Везде висели плакаты: «Берегите лес», «Лес твой друг. Заботься о нем!». Учителей обязывали рассказывать детям о важности сохранения окружающей среды, чтобы будущие поколения смогли жить в нормальных условиях. В конце апреля все выходили на общесоюзный субботник.
Пластмасса использовалась по минимуму, ее влияние на экологию не было существенным. Любые упаковочные материалы были на бумажной основе. В автоматах с газировкой были не пластиковые, а стеклянные стаканчики. Даже в самых дешевых питейных заведениях посуда была исключительно стеклянной. Молочные продукты также продавались в стекле, которое можно было сдать в счет следующей покупки. Всю тару принимали в специальных пунктах за вознаграждение (15 и 20 копеек), поэтому разбросанных бутылок в СССР практически не было.
Полиэтиленовых пакетов-сумок не было: все товары заворачивали в упаковочную бумагу, кстати, переработанную из макулатуры. Вместо пакетов люди использовали знаменитые авоськи: плетеные сумочки из капроновых ниток. Они могли эксплуатироваться десятилетия! В подъездах многих домов стояли ящики для пищевых отходов, которые увозили на свинофермы.
Бумага
С развалом СССР рухнула и система сбора и утилизации отходов. Усилиями неравнодушных горожан приемы прошлого начинают возвращаться в нашу жизнь. То в одном, то в другом районе Петербурга появляются объявления о сборе макулатуры. В мае прошлого года одну из таких акций организовала интернет-газета «Бумага».
Весь день редакторы и корреспонденты ждали читателей в десяти точках разных районов города: в кафе, арт-центрах и скверах. В основном приходили студенты, иногда зрелые люди лет тридцати. Приносили конспекты, коробки и картон, кто-то даже не пожалел подшивку журнала «Вокруг света». В итоге, «Бумаге» удалось собрать 700 кг макулатуры, которую они потом отдали компании-переработчику.
— Мы участвовали в марафоне городских действий «Сделай сам», — рассказывает главный редактор «Бумаги» Кирилл Артёменко. — Мы хотели показать, что сделать что-то реальное для города и окружающей среды - очень просто. Фактически, бери и делай. Мы рассказывали интересующимся людям, что есть в городе профессионалы и экоактивисты, с которыми можно сотрудничать, давали их контакты. Нам хотелось, чтобы тот, кто готов дотащить пакет с мусором до точки сбора, встретился с тем, кто готов отдать мусор на переработку.
Конечно, «всегда готовых пионеров» сбора мусора у нас мало. Но постепенно равнодушие перестаёт быть в тренде – оно уступает место действию. Люди выступают за ответственное отношение к окружающей среде, и чем чаще эту проблему поднимают в СМИ, тем чаще горожане начинают о ней задумываться.
Что мешает?
Корреспонденты «Первой линии» опросили 100 своих читателей и узнали, как они относятся к идее утилизации отходов. Лишь 8% опрошенных сказали, что они сдают батарейки и лампы в «Экомобиль» или другие пункты приёма. «Несдающих» значительно больше, но только треть из них поступает так, потому что считает, что это никого не спасёт. Другие не хотят в этом участвовать, потому что не верят, что отходы будут утилизировать по правилам. В то же время, 30% опрошенных собирают батарейки, но не знают, куда их сдавать. И ещё примерно столько же задумывается над тем, чтобы начать утилизировать опасные отходы. Хочется верить, что количество вскоре перейдёт в качество, и что пригороды смогут вздохнуть спокойнее, когда мусора на полигонах окажется меньше.
Резюме
Итак, все элементы системы на месте: инициативные горожане готовы утилизировать мусор, общественные организации и власти готовы им в этом помочь. Но система не работает, потому что её части не связаны между собой. Горожане по-прежнему не знают, куда им сдавать лампы, батарейки, бумагу и прочие отходы. Акции по раздельному сбору мусора привлекают внимание к самим акциям, но не к организациям, которые их проводят. Когда в экологическом марафоне наступает перерыв, опасные отходы вновь летят в один контейнер с бытовыми, как будто ничего и не менялось. До «Экомобиля» по-прежнему доходят единицы. Поодиночке каждый из них оказывает лишь точечное воздействие на проблему. Для усиления эффекта, оказываемого экологическими движениями снизу, необходимо, чтобы власти тоже приняли в этом активное участие и помогли возродить систему сверху.
ФОТО Никиты БИЧУРИНА
* Текст - победитель в номинации "Лучшее домашнее задание" на VIII Открытом фестивале молодежной журналистики "Пингвины пера" 2013
Пока без комментариев