ГОЛОС ВСЕМУ ГОЛОВА
Екатерина ОСЫПКИНА, 19 апреля 2013
О воздействии устного слова, о том, как звучать более убедительно и харизматично, в частности на защите диплома, рассказали 18 апреля на факультете журналистики СПбГУ. Доктор филологических наук Владимир Коньков и старший преподаватель кафедры истории и теории журналистики ТюмГУ Ася Куприянова делились своими знаниями в ходе II Международного научно-практического семинара «Речевая коммуникация в Средствах массовой информации».
- Если мы реально посмотрим на то, что происходит в СМИ, то заметим, что сейчас мы гораздо больше смотрим и слушаем, нежели читаем, – утверждает Владимир Коньков.
Именно поэтому речевая деятельность СМИ выходит на первый план. По его словам, этот процесс стоит воспринимать как абсолютно естественный, потому что устная речь – это органичная форма реализации языковой деятельности, а письменная речь – ее заменитель. «Устное слово воздействует гораздо сильнее, чем письменное. Вот почему мы все стремимся в устную речь», – говорит Владимир Коньков.
- Школьники «перестали говорить». Их готовят к ЕГЭ, но они даже не могут правильно представиться, – отмечает доктор филологических наук.
Из-за ориентации подготовки школьников к ЕГЭ лишь на письменную проверку знаний и отсутствия в данной концепции проверки навыков устной речи они приходят в вузы с плохо развитым артикуляционным аппаратом и практически полным неумением публично говорить.
- Меня очень часто спрашивают на занятиях, а можно ли поменять тембр и высоту голоса, звучать более убедительно и харизматично. Да, можно! – говорит Ася Куприянова.
В наше время пропадает культура устной коммуникации, потому что гораздо проще и быстрее, например, достать мобильный телефон и отправить сообщение, чем позвонить. «Нет нужды обращаться к устному слову, – отмечает Ася Куприянова, – и мы к этому быстро привыкаем».
По ее словам, студенты имеют слабое представление, о том, как быть убедительными. На защите диплома студенту становится понятно, что нужны речевые навыки. И он начинает выбирать себе «коммуникативную роль». Например, одна из таких – «я надену все самое лучшее», другая – «образ престарелого чиновника». Если преподаватель поставил низкую оценку, то это не что иное, как коммуникативный провал. Поэтому для того, чтобы звучать убедительно, мысль должна быть оформлена.
- Голос – это мышца, которую можно накачать, – утверждает Ася Куприянова.
Природа голоса и речи – психофизиологическая, поэтому в развитии навыков ораторского мастерства наиболее эффективно проявляет себя междисциплинарный подход. Стоит уделять внимание психологическому аспекту, повторению фонетики, дыхательной гимнастике Стрельниковой, артикуляционной гимнастике.
- Голос – это «вторичный половой признак». Он способен изменяться в зависимости от ситуации: произвольно и непроизвольно. Например, женщине высокий голос нужен для самозащиты. А профессиональный дикторский голос – это голос медленнее и ниже обычного. Интонация может многое нам дать.
Ася Куприянова отмечает, что красиво петь по силам любому, стоит лишь настроить мышцы. Вспоминая маленького ребенка, который может, звонко и, не переставая, кричать продолжительное время, и взрослого человека, который обязательно закашляется или поперхнется, она говорит о том, что тренируя мышцы, мы вновь заставляем работать то, что было атрофировано или вовсе не задействовано.
Справка:
Основу артикуляционной гимнастики составляет ряд логопедических упражнений. Приведем самые распространенные из них, которые развивают артикуляционную моторику.
«Грибок» - язык присасывается к верхнему твердому небу,
«Лопаточка» — язык широкий, расслабленный,
«Иголочка» — язык острый, напряженный.
Кроме того, развивает речевой аппарат и утрированное произношение звуков с помощью чтения текста со сжатыми зубами «на оскале», а также использования голосового ресурса в штробас-регистре — «урчание», «скрип двери» и др.
Пока без комментариев