English

Информационно-образовательный портал

ВЕЧНАЯ ТАЙНА ФАНТАЗЁРОВ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА

Александра СИДОРКИНА, 3 декабря 2017

Корреспондент «Первой линии» прогулялась по городу и пообщалась с уличными художниками

Оказаться в Петербурге и с пользой провести время – значит, обязательно с кем-то познакомиться. Необычных людей в городе достаточно, зато разговорчивых надо ещё поискать. Мы отправились к городским фантазерам – художникам – и узнали тайны их «визитных карточек».

– Обзорная экскурсия по блистательному Санкт-Петербургу. Это Петродворец – столица русских фонтанов...

Зачем далеко ходить? Достопримечательностей хватает и на Невском проспекте. Дворцы, соборы – чего здесь только нет. Туристы то и дело один за другим оборачиваются по сторонам, обсуждают архитектуру, покупают сувениры. Их и поджидают творцы в потрепанной одежде, с вечными мозолями на пальцах. Кажется, это они – подлинные достопримечательности Невского проспекта.

Начало пути: Базилика святой Екатерины Александрийской

Untitled

Вечная суета и множество разноцветных стендов вокруг. Пышные белые пачки на балеринах, архитектурные сооружения Петербурга, выдуманные здания, целиком состоящие из геометрических фигур. И, конечно, настоящая «приманка» для иностранцев – портреты императоров.

– Ooh! Who is it?

– It is Peter I! Russian Tsar.

– Wow! How much does it cost?

Диалог приезжих с продавцами в большинстве случаев выстраивается именно так. Туристов не столько волнует, авторская ли это работа или сделанная под копирку, сколько то, что на ней изображено. Наибольшим же спросом пользуется портрет российского императора – самый узнаваемый символ страны.

С российскими туристами все обстоит немного иначе. Картины со стендов они обычно не покупают – знают, что большинство продавцов выставляет не свои работы, и уникальность, соответственно, пропадает. Тут клиентов находят уже художники-натурщики. За углом сидит один из них. С виду – настоящий добряк. Все время улыбается и показывает свои работы прохожим.

– Девушка, приглашаем! Портрет нарисуем такой красивый. У нас можно смотреть бесплатно, хоть бесконечно. А то некоторые денег просят.

– Чтобы просто картины посмотреть?

– Конечно! Они же продавцы, а не художники. Боятся, что идею украдут. Смотрят: вдруг вы молодая художница, «чик» – щелкнули, а потом через 10 лет – ба-бах! – такая картина. У них-то не известная, а вы уже ее раскрутили. Вот вам и Леонардо да Винчи.

Один из художников, в белой кепке и такой же белой футболке, привлекает к себе внимание не картинами, а скорее общительностью. За своим рабочим местом он готов бесконечно рассказывать истории и предлагать прохожим портреты и шаржи.

– Мы знаем несколько художников, которые раньше с нами работали, – говорит Кадыр. – Абсолютно нормальные и такие же толстые, как и я. Обычно ведь как: люди в молодости худые, а потом толстеют. А они, наоборот, худеть начали – представляете? Потому что по 20 часов работают в мастерских, даже ночуют там.

– Вредно, что ли?

– Конечно! И они вот так, бедные, с голоду помирают, нанюхавшись нафталина, керосина, всяких других разбавителей, – громко восклицает художник, широко раскрыв глаза. – Не зря же сказано: в мастерской всегда должна быть форточка открыта – пары обычно опускаются вниз, к земле. А люди работают в закрытых подвалах и потом слепнут, да и худеют автоматически.

Один говорит, остальные – на чеку. Без косых взглядов «соседей-художников» не обходится.

– Кадыр, а вы кого больше рисовать любите?

– Да мне всех нравится рисовать. Но вообще... природу люблю и цветы. Где нет политики, – признается художник. – Но продашь или не продашь такие картины – никто еще не знает, а вот свои портреты люди покупают. Дают выжить нам!

Жизнь художника – штука такая. 40 лет тренируешься, а получится или нет – никто не знает. Зато работа любимая, поэтому и приходят на нее каждый день в ожидании: вдруг кто захочет, чтобы его нарисовали?

Галерея Екатерининского сквера

Untitled

Прогулка по Невскому продолжается – художники перевоплощаются. У Екатерининского сквера они уже другие. Сидят в ряд, практически друг за другом, предлагают одно и то же: портреты с натуры или по фото (можно даже показать на телефоне), шаржи. Среди живописцев можно хоть кастинг проводить – ходи да выбирай. Итак, номер один. Традиционная борода, так называемый «чепчик» и кисточка в руке.

– Давайте вас нарисую? – пристает их обладатель. – У вас уже есть портрет? Из Франции? А это не я вас на Монмартре рисовал? Нет? Ну да, что-то я вас тоже не помню. Может, новый портрет?

Вопросов тьма. Чего не скажешь о количестве потенциальных натурщиков: рядом со следующим художником можно ненадолго насладиться тишиной. Он старенький уже – болтать не любит. Чтобы напроситься на диалог, надо долго разглядывать его картины. Точно заподозрит что-то неладное и задаст свой «фирменный» вопрос:

– Не желаете нарисоваться? Если дождь пойдет – в «Сабвэе» вас изображу. Собирайтесь как-нибудь. Я работаю здесь 35 лет.

Художник номер «три» – очень необычный. Единственный выделяется на общем фоне. Отсутствие зуба и подозрительный взгляд говорят о многом. Спрашиваю:

– Скажите, а почему картины полностью черные, а краски на них такого ядовитого цвета? Это закат, наверное, да? А то так много разных цветов… Вы сами рисуете?

Чтобы услышать его речь, надо обязательно прислушаться:

– Ага, сам. Они в Голландии популярны. Там лучше покупают.

– Почему?

– Ну, они светятся ночью, все такое. Это люминесцентные краски. В ультрафиолетовых лампах на дискотеках все видно.

Как ни странно, прохожие здесь практически не останавливаются – мелькают только силуэты, причем яркие. Молодой человек в желтой куртке и с красной кепкой в руках, мужчина в длинном черном пальто и его спутница в короткой клетчатой жилетке, иностранец в пестром шарфике. Иными словами, мечта любого художника. Несбывшаяся мечта.

Рисуются в основном дети – вероятно, по просьбе родителей. Впереди девочка лет 12-ти нехотя посматривает на лицо художницы, стеснительно отвечает на ее вопросы и явно ждет, когда все это действие прекратится. Зато мама счастливая: «Ой, как похоже! Чудесно, просто чудесно!» Так и зарабатывают потихоньку на детском терпении.

Маршрут в обратную сторону: конкуренция возрастает

Untitled

Еще одно обиталище – площадь возле храма Спаса на Крови. Туристы идут сюда за футболками «В Питере – пить», матрешками, шапками-ушанками и прочими сувенирами, но далеко не все знают, что здесь тоже работают художники. Только они совсем не похожи на других: вроде, такие же, как и все, но молчаливые. И диалог первыми не начнут, и нарисовать предложат, только если спросишь. На этой точке с туристами проблем нет – наверное, сами устали уже говорить со всеми.

Вот художник с визитной карточкой. Без мольберта было бы сложно угадать его профессию: одет по-простому, волосы коротко пострижены. Единственное – смотрит внимательно, почти как психолог.

– Здравствуйте, Александр! – начинаю диалог первая, воспользовавшись визиткой.

– Добрый день! Присаживайтесь, вы очень красивая, – охотно отвечает он. – Вот здесь у меня Анджелина Джоли. Заказал родственник из Америки, повезет в подарок кому-то.

Актриса, кстати, изображена очень точно. Видно, что срисовано: привычные зеленые и широко раскрытые глаза, легкая улыбка, прямой силуэт и немного вьющиеся кончики волос. Только вот авторского – ничего, будто просто картинка из интернета.

– А туристов-то рисуете?

– О-о-о, естественно! Всех подряд рисую: и дворников, и профессоров, и преступников, и геев, – перечисляет Александр, – всех, кто здесь ходит.

А вот детей рисуют напротив – и снова без улыбок на лице. Маленький мальчишка вот-вот упадет со стула: такой любопытный, что каждые пять секунд заглядывает в рисунок. Боится, что не так что-то изобразят.

В нескольких метрах отсюда продают другие картины. Здесь уже и пригороды, и Петербург, даже Венеция рядом со Швейцарией. По художнику и не скажешь, что работы его: похож на фантазера, загадочно поднимает глаза вверх перед тем, как ответить. Можно сказать, настоящий торговец! В каждом произнесенном им слове ясно слышится подтекст: «Вы просто не можете не купить эту картину». Речь извилистая и неоправданно длинная, а вот картинки маленькие.

– Вы знаете, покупка картин всегда происходит очень случайно. Это надо попасть не на туриста, а на того, кто понимает искусство, живопись. А таких слишком мало...

Работы эти, действительно, замечают немногие. Ведь приезжим больше по душе снимать любительские репортажи из центра Петербурга или просто наслаждаться хорошей погодой.

У художников, конечно, всё иначе. Они живут довольно одиноко, хотя найти их в городе не так уж и сложно. Все они разные – у каждого есть особенная «визитная карточка» со своими историями, вопросами и загадками. Объединяет их лишь желание скрыться от бесконечной толпы. Почему они такие? Может, всё дело в туристах? Или в «магии места»? Наверное, разгадка – в написанных ими портретах.

Untitled

Фото автора

Rating 5 Просмотров: 4508

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.