English

Информационно-образовательный портал

КИСТЬ В РУКАХ ВСЕВЫШНЕГО

Беседовала Кристина ИБРАГИМОВА, 6 октября 2017

Большие и добрые глаза – это первое, что замечаешь при встрече с Ириной. В них выражается её спокойствие, терпение и целеустремлённость. За свою жизнь она прошла путь от мастера миниатюры до признанного иконописца. В интервью для «Первой линии» Ирина Макарова рассказала о том, как пишутся иконы, кто обычно их заказывает и как в её жизнь вторгалось чудо.

– Ирина, скажите: много ли людей сегодня заказывает иконы?

–Да, немало. Сейчас иконы опять стали востребованы. Многие хотят иметь их дома, чтобы в будущем передать как семейную реликвию. А для кого-то это лучший подарок любимому человеку.

– А кто всё же является основным заказчиком?

– Заказывают совершенно разные люди: и бабушки в качестве подарка внукам, и священники, и просто мои знакомые. Бывает, приходишь к ним, а около уже намоленной иконы лампадка горит. Сразу приятно на душе становится. Хотя был и другой случай: как-то раз я увидела, что одна из моих заказчиц продает написанную мной икону в интернете. Она с самого начала хотела подобрать все цвета под интерьер. Отношение к иконе было как к обычной картине. Такое, конечно, неприятно видеть.

– Расскажите о вашем пути в этой профессии. Почему вы выбрали иконопись?

– Я не могу сказать, что я ее выбрала – скорее Бог привел. Я окончила Холуйское художественное училище имени академика Н. Н. Харламова, где преподавали иконопись с третьего по пятый курс. В это время уже поставлена рука, и все студенты более-менее умеют рисовать. Потом два года занималась реставрацией икон. Наверное, это позволило мне раскрыть всю их красоту. А позже мне встретились талантливые и интересные мастера, которые нуждались в иконописце. Вот я и решила с ними посотрудничать. Не зря же меня этому учили!

– Отличается ли образование иконописца от классического художественного?

–Отличается, но классическое образование тоже желательно иметь. Оно учит нас цветоведению, основам композиции и рисунка. Очень важно знать технологии и материалы, применяемые в живописи, а также возможности каждого пигмента. Этим необходимо владеть, чтобы достичь определенного эффекта во время создания иконы, например – свечения изнутри. Поэтому, кстати, иконопись называют светоносной живописью.

Нужно иметь представление и о пропорциях. Не так давно мне пришлось создавать икону святой царицы Тамары. Изображений с ней практически не было, поэтому было сложно от чего-то оттолкнуться. Тогда я начала читать ее житие, смотреть на изображения других цариц того времени. В итоге создала рисунок карандашом. Здесь-то и понадобились пропорции, но в иконописи пропорции свои – это не академический рисунок.

–То есть у вас есть техники, которыми не владеют другие художники?

Конечно, к примеру, золочение сусальным золотом. В иконописи очень много материалов и технологий, которые нужно изучить и главное прочувствовать на опыте. Но я лично считаю, что в этом деле нужно постоянно совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом. В наше время достаточно для этого информации в интернете и книгах.

Untitled

– Но ведь нельзя же просто так стать иконописцем?

–Да, человек должен получить на это занятие благословение от священника, ведь иконопись приравнивается к церковной службе. Это ремесло требует от самого мастера следить за чистотой своего духовного мира. Это, конечно, не значит, что нужно жить как в монастыре, но на свои поступки и мысли обращать внимание все же стоит.

– То есть иконописцу обязательно быть верующим человеком?

–Да, иначе никак. Ведь тогда человек не поймет, для чего он это делает. У неверующего художника икона, скорее всего, не получится, потому что он не видит своей конечной высшей цели, своего предназначения. Считается, что рукой иконописца водит сам Господь, поэтому он не имеет права подписывать свои произведения, в отличие от художников.

– Если вы пишите не для заказчика, дается ли какой-то простор фантазии во время создания иконы? Может ли мастер что-то менять на свой лад?

–Может, но только в рамках канона. Икона не должна превращаться в какую-то декоративную картину или непонятную роспись. Прежде всего, она должна взывать к молитве.

– Ирина, как вы считаете, сколько должен работать иконописец, чтобы стать хорошим мастером?

– Многие коллеги говорят, что жизни не хватит. В старину обучались методом подсадничества: дети садились рядом с мастером, готовили краски, мыли кисти, палитры, помогали, чем могли, и наблюдали, как происходит сам процесс иконописи. И только через несколько лет ученику позволялось браться за кисть. Некоторые иконописцы пишут до старости, пока позволяет здоровье и зрение.

У меня брат иконописец и реставратор. Занимается иконами дольше, чем я, и каждый день узнает что-то новое. Говорит, что жизни не хватит, чтобы познать всей этой красоты и полностью раскрыть ее для себя. Ведь у нас огромное множество святых, которых мы изображаем, а Икон Пресвятой Богородицы около 600-700 видов!

– Исконно иконопись была мужской профессией. Могут ли у женщин возникнуть какие-либо трудности во время создания иконы?

– Женщины вполне могут заниматься иконописью, и в наше время это не редкость. Есть примеры опытных женщин-иконописцев, таких как монахиня Иулиания Соколова (в миру Мария Николаевна Соколова). Она посвятила свою жизнь иконописи и реставрации и передала свои знания молодым ученикам.

–А отличается ли икона, созданная женщиной, от иконы, написанной мужской рукой?

– Я лично иногда вижу разницу. У женщин более плавные и мягкие линии, а у мужчин, наоборот, более жесткие. Еще мужчины, как мне кажется, любят писать иконы покрупнее.

Untitled

– Как долго вообще происходит создание иконы?

– От недели и более. Много времени занимает подготовка – рисунок, золочение. Должны просохнуть все слои живописи. Конечно же, есть большие и сложные иконы, которые пишутся месяцами. Торопиться в этом деле ни в коем случае нельзя, это приведёт к недолговечности иконы.

– Да, трудоемкий процесс…

– Что поделаешь! Иконопись требует старания, терпения и усидчивости. Иногда бывает тяжеловато физически просидеть много часов за работой. Поэтому по ее окончанию порой чувствуешь себя опустошённой. Такое ощущение, что вся энергия уходит в икону. А иногда наоборот: после работы будто бы пробуждаешься ото сна, так как при создании иконы сознание находится полностью там.

Имеет значение и то, где ты работаешь. Если в мастерской, то там бывают свои проблемы и трудности. А кто-то, например, расписывает храм, тогда приходится уезжать далеко от семьи на долгое время. Это тоже тяжело. Я лично знаю, что мой муж и сыновья всегда готовы поддержать меня и освободить от части домашних дел.

–Какой вы можете назвать плюс в данном ремесле?

–Из плюсов я считаю за счастье быть мастером в такой редкой профессии. Иконопись учит меня стараться, вкладывать все свои умения и душу в икону, которую я создаю. Только при таком отношении к делу может получиться образ. Главное – ни в коем случае не унывать, если возникают трудности. С Божьей помощью всё получится!

– Для чего вообще нужна икона?

– Прежде всего, конечно же, для молитвы. Икона – это способ приобщения человека к Богу. Через нее мы можем соприкоснуться с Царством Божьим, и подтверждением этому служат многочисленные чудеса, которые совершаются через иконы.

– А с вами происходило какое-нибудь чудо?

– Да, причем прямо во время работы. У меня после перетирания краски на стекле появился ангел. Очень был похож на Святого Михаила! Вот такое знамение свыше…

–И все-таки: есть ли какие-то нововведения в иконописи на сегодняшний день?

– Некоторые вещи сейчас механизированы, например, изготовление доски для иконы стало намного проще. Также для перевода на иконную доску более точного рисунка, когда это возможно используется распечатка с принтера. Но в большинстве своем, иконопись сохраняет традиции, зародившиеся еще несколько сотен лет назад.

Фото автора

Rating 5 Просмотров: 6656

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.