English

Информационно-образовательный портал

«Если есть желание и цель, из любых данных можно выточить бриллиант»

Юлианна Андреева, 28 апреля 2020

В 18 лет с отличием окончить балетное училище, стать лауреатом нескольких конкурсов, получить статус «Артист балета», а в 20 уже гастролировать по всему миру в составе кордебалета «MOSCOW BALLET LA CLASSIQUE». С чего начать, через какие трудности пройти, где черпать вдохновение, можно ли стать «профи» в 30 лет — обо всем расскажет юная балерина Московского театра Ольга Казинова.

Как же все начиналось?

Моя балетная жизнь началась, когда я только осваивала азы искусства, знакомилась с ним, пыталась его понять и почувствовать. Для начала, было изучение движений, на которых строится танец. Это как грамматика, без которой нельзя правильно построить свою речь. Если не знать движения — «слова танца», зритель не сможет понять артистов. Это основное. Уже потом, спустя многие года, на всю эту «грамматику» мы накладываем танец, и у нас получается большой текст, который мы рассказываем языком тела. Также, конечно, нужно развиваться, узнавать новые балеты, постановки, читать или слушать истории балетных танцовщиков. Все, к чему прикасается искусство, и все, к чему прикасаемся мы— нас и развивает.

Ещё с самого раннего детства мои родители водили меня в театр, так что мое знакомство с искусством началось очень очень рано! Классический балет любила с самого детства, всегда говорила «я хочу стать балериной». Это желание возникло где-то в глубине души и закрепилось настолько прочно, что сейчас я танцую в театре. Не знаю, что именно повлияло на это дикое желание стать именно балериной. Возможно, я увидела балет в театре, он меня настолько вдохновил, либо по телевизору показывали балетные постановки. Не помню. Помню одно — меня очень захватило и впечатлило это искусство.

Танцую я с самого детства, где-то с 2,5 лет. Сначала ходила на гимнастику для детей, потом занималась бальными танцами, участвовала в соревнованиях, получала призы и была даже в тройке финалистов. Долгое время танцевала в Мюзик-холле*. Мы давали спектакли в Москве, устраивали новогодние спектакли для детей, участвовали в разных мероприятиях. Это было так давно, но помню себя совсем маленькой в роли божьей коровки. Мне безумно нравился костюм: бархатные длинные перчатки, мягкие-мягкие, бархатные чулки бордового цвета, как маленькие сапожки, и красивые крылья с чёрными точками. Помню одну из сцен, в которой выступала в этом костюме, и мы с мамой считали, сколько моей божьей коровке лет — по этим самым точкам на спинке. Выступления в Мюзик-холле помогли мне прийти в классический балет более раскрепощенной. За это спасибо моим родным: они отдавали меня в разные кружки.

Когда я поступала в «Детскую школу искусств им. Балакирева», меня не приняли на хореографическое отделение за недостатком данных. Не хватало шага, подъема, гибкости спины. У меня был только хороший прыжок — «баллонистый» — от природы. Это значит, когда человек подпрыгивает, он ловит так называемый баллон, будто немного задерживаясь в воздухе. Музыкальность и координация движения также были моим плюсом. Другие параметры хромали.

Не люблю сдаваться! Сначала я очень расстроилась, что меня не взяли. Первые дни думала, что не буду пробовать ещё раз, не хочу услышать отказ. Но прошел месяц, я выдохнула и стала продолжать двигаться дальше. Я продолжала танцевать этот год, стала работать над крепостью спины, над шагом. И вот, спустя год, в 8 лет, меня принимают на хореографическое отделение.

С этого началась моя профессиональная жизнь юной балерины. Балетная жизнь достаточно обширное понятие, включающее в себя пребывание в зале вместе с педагогом на репетиции, выездные спектакли по своей стране, зарубежные гастроли. В него же входит подготовка к спектаклям: собирание костюмов, продумывание образа, прически, макияжа. Волнение перед выходом на сцену, повторение слов педагога.

Балетная жизнь — это определенное отношение между артистами, отношение к педагогам, к музыке и так далее — ко всему, что нас окружает. Если сказать проще — балетная жизнь, это состояние жизни: если ты — артист балета, на то, как ты живешь, как двигаешься, на твои взгляды и жесты — накладывает отпечаток балет. Трудно объяснить, но «балетный» всегда в толпе увидит «своего». Мы живем в балете.

Как зародилась твоя карьера балерины?

Моя балетная карьера началась только после выпуска из профессионального балетного учреждения. Я окончила его с отличием и получила статус «Артист балета». Театр значительно отличается от училища. Тут больше свободы, можно раскрыть себя в разнообразных ролях, и даже если не выйти сразу в новой партии, то хотя бы начать двигаться и стремится к новым целям.

Все-таки училище — это определенные каноны балетного академизма. Мы находимся на уроке, должны соблюдать определенные правила. В театре мы также находимся на своеобразном уроке, работаем, исправляем ошибки, которых не становится меньше, ведь ты двигаешься дальше и делаешь акцент на другие, более серьезные вещи. В театре приходится сталкиваться уже со взрослыми артистами: они иначе разговаривают с педагогом и педагог с ними: ближе, по-семейному. У любого человека, думаю, есть определенный контраст между школой и работой, тут то же самое.

Свобода также выражается в репетиционном процессе. Безусловно, в театре нужно работать намного больше, чем в училище, потому что здесь ты уже работаешь на своё будущее. Каждый раз приходится доказывать, кто ты, что ты можешь.

Когда ты гастролируешь с театром, это тоже иная жизнь артистов балета. Тут ты находишься в других странах, видишь разных зрителей, другой менталитет и другую культуру пребывания зрителей в театрах. Это намного больше, чем во время пребывания в училище: тут нет постоянного контроля педагогов над тобой, каждый сам за себя. Конечно, также тут больше ответственности: ты выходишь на суд зрителей, которые пришли на спектакль, заплатили деньги. Ты никак не можешь испортить им впечатление о спектакле, поэтому выкладываешься на все 100%, отдаваясь искусству полностью.

На кого в балете стоит обратить внимание? Расскажи о своих источниках вдохновения.

Мое вдохновение в балете — это некий собирательный образ. Я люблю смотреть старые видеозаписи со звездами русского балета: Плисецкой, Головкиной, Максимовой, Лепешинской, Бессмертновой и многими другими. В каждой балерине я нахожу что-то своё, беру с них пример.

Также многие документальные фильмы про трудности в жизни балетных артистов очень вдохновляют. Ты как-то сам мобилизуешься, появляется желание стремиться к чему-то новому. Могу посоветовать фильмы, которые мне запали в душу: «Когда танец становится жизнью. Екатерина Максимова», «Я, Майя Плисецкая», «Портрет французской танцовщицы Сильви Гиллем», «Круги Вацлава Нижинского. Последний танец», «Дуэт. Фильм-балет». Ещё есть интересный сайт «La personne», где рассказывается о балеринах и танцовщиках, можно прочитать много статей про их жизни, узнать и почерпнуть что-то новое для себя.

Конечно, походы в театры тоже вдохновение. Когда я вижу на сцене подлинную игру артистов, как они живут в предлагаемых обстоятельствах, внутри что-то щёлкает и появляется вдохновение: хочется уйти с головой в искусство.

Я очень люблю театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и стараюсь не пропускать премьеры. Артисты, которые меня тронули, по большей части оттуда. Сразу вспоминается дуэт Сергея Полунина и Кристины Шапран: балет, в котором я их увидела — «Коппелия». Балет достаточно позитивный, добрый, веселый в актерском плане.

На любом из спектаклей, где танцевала Наталья Сомова, я получала большое удовольствие от ее академического танца, от чистоты в позициях, актерской игры. Также очень нравится балерина Оксана Кардаш, ее пластика тела: в роли Хозяйки медной горы она мне особенно запомнилась. Она будто гуттаперчевая, в зелёном комбинезоне, действительно напоминает змею. Это здорово, когда ты смотришь на артиста и будто проникаешься его ролью.

Диана Вишнева, участвовавшая как приглашённый артист в балете «Татьяна», тоже меня поразила максимальной проникновенностью образа. Если говорить о современных артистах, которых своими глазами я не видела на сцене, но смотрела большое количество видео с их участием — Светлана Захарова, Ольга Смирнова, Владислав Лантратов, Денис Родькин, Мирия Хорева, Ульяна Лопаткина и многие другие.

Безусловно, работа с моими педагогами — мое вдохновение. Мне очень повезло, что есть такие люди, с которыми проводишь часы в зале, время летит, ты устаёшь, но интерес не пропадает — только усиливается. Педагоги отдают нам частичку себя, они нам помогают, ругают нас, конечно. Но это главное! Это значит, что педагог видит, на что ты способен, значит, он верит в тебя, и тем самым ещё больше тебя мотивирует. Самые невероятные ощущения ты получаешь, репетируя рядом с педагогом, когда он сам встаёт рядом с тобой и начинает танцевать. Тут ты совсем близко к тому невесомому, легкому искусству. Это настоящее вдохновение!

Педагоги учат быть на сцене, существовать в роли, быть не самим собой, а своим героем. Это постепенная работа: артист не может с первого раза почувствовать то, что от него требует педагог. Расскажу про самые трогательные примеры моей работы с педагогами. Васильева Оксана Геннадьевна, которая выпускала мой курс из училища, работала со мной над ролью Мари из балета в «Щелкунчике», который идёт в нашем колледже в постановке художественного руководителя заслуженного артиста России Геннадия Васильевича Ледяха. Когда мы с ней начали работать над ролью, она сделала со мной Мари, ту самую, которую когда-то ставил Геннадий Васильевич. Все его придыхания в корпусе тела, внутреннее волнение, вздох, мы отработали все. Она вставала передо мной и показывала то, что было поставлено когда-то. Поэтому мой образ отличался от всех остальных, он был искренним, таким, как его видел Геннадий Васильевич.

Педагог Васильева Ида Валентиновна помогла мне поверить в себя и свои силы. Через мою боль и труд, она мне доказала, что я могу это сделать; могу танцевать, могу рассказывать людям в танце то, что происходит на сцене. От работы с ней я черпала невероятное вдохновение: она умела потрясающе мотивировать. Она была, как принято у нас говорить, поколения «старой школы». Ида Валентиновна была знакома и вместе работала с известными балеринами Большого театра, поэтому то искусство, которому она нас учила, было легкое и невесомое — настоящее, подлинное искусство, которое действительно приносило огромное удовольствие всем, кто к нему прикасался.

Ольга Михайловна Чернобровкина знает меня почти с первых классов ДШИ, до сих пор мы поддерживаем связь: она работает со мной, подсказывает, делает замечания. Приходя ко мне на спектакль, говорит что ей понравилось, а над чем ещё нужно работать. Нас, как ученицу и педагога, связывает многое: много лет работы над партиями, номерами и образами.

Я безумно благодарна жизни: мне попадаются чудесные педагоги, и даже те, с которыми мне только предстоит плотно работать.

С какими трудностями пришлось столкнуться в этом «невесомом» искусстве?

Трудности — это то, что любит любое искусство и вообще любая работа. Благодаря им мы становимся сильней, выносливей, эмоционально сдержанней. У меня было много разных испытаний. Это, в первую очередь, работа над своими данными, когда ты каждый день выполняешь специальные упражнения на разработку шага, укрепление мышц спины и пресса, разработку подъема стоп, плавность движения рук и многое другое. Считаю, если есть желание и цель, из любого можно выточить бриллиант (так говорила мой Педагог, Васильева Ида Валентиновна). Кому-то нужно меньше времени для этого, кому-то больше. Но так устроен человек.

Никогда не нужно сдаваться! Это ещё одна трудность. Иногда бывало эмоционально тяжело справиться с тем, что не получается элемент, но после борьбы с собой, со своим телом, у тебя выходит то, что никак не получалось. Например, мы изучали средний прыжок, он называется fermé (переводится с французского как «закрывать»). Изучали, как прыгать в сторону, у меня он никак не получался. Вечером прихожу домой расстроенная, думаю «Почему он не получается? Пробую, пробую и никак?» Тут мне помог папа: он ставит стул спинкой ко мне, садится и говорит: «Показывай, что у тебя не получается». Я ему объясняю, как правильно нужно сделать этот прыжок, так как учил педагог, на что он мне сказал: «Пробуй — делай». На следующий день прыжок уже получался, от этого стало ещё интереснее. Так происходит всегда, когда что-то не получается: проходит день-два, ты делаешь это движение, тренируешься раз за разом, у тебя появляется стремление как-то усложнить его, либо перейти к чему-то более сложному. Тем самым ты сам себе даешь толчок к развитию своих физических данных. Это становится огромной мотивацией и такие трудности становятся уже увлекательным делом!

Конечно, зависть коллег является огромной трудностью. Это препятствие вырабатывает внутреннюю стойкость. Люди привыкли всех обсуждать, злиться, постоянно смотреть на кого-то и завидовать, принижать их, возвышая при этом своё «Я». Шептание за спиной: люди думают, что никто не знает, ничего не слышно — ошибаются. Косые взгляды: «а вот как ей это все достаётся, явно ходит ко всем подлизывается, иначе никак!» — людям сложно подумать о том, что все достаётся через собственный труд. Но они забывают главное — нужно, в первую очередь, смотреть на самих себя. Задавать вопросы: «А чего добился я сам? Как мне стать лучше? Может, пересмотреть свои взгляды и начать работать?...» Достаточно сложно это объяснить людям, да и зачем? Тут другое: педагога не обманешь, он видит, кто работает, а кто впустую тратит время. На моем пути не только разговаривали — бывало подставляли, но это стерлось из памяти, потому что я стараюсь как можно меньше обращать внимание на это. Тем более более важные события в жизни у меня происходят вне этих сплетен и злых языков.

Поэтому с годами вырабатывается определенная выдержка, ты перестаёшь так много внимания обращать на эти косые взгляды. Но я человек, который все пропускает через свою душу, поэтому это достаточно тяжело сделать, я часто борюсь с собой. Надеюсь, что когда-нибудь у меня получится с холодным рассудком смотреть на всю эту зависть. А пока я только этому учусь.

Балет в России и за границей. Где лучше принимают танец?

Если говорить о принятии балета, думаю, нужно разграничить общее понятие «балет». Сейчас танец развивается с огромной скоростью, как и все вокруг. Если говорить про традиционный русский балет, про легендарные балеты — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», то считаю, что на Родине этих шедевров их будут любить всегда. В русских театрах также ставят и другие классические постановки. К этим спектаклям, думаю, у публики никогда не пропадёт интерес. Это как с поэтами и писателями Серебряного века — классика, которая никогда не выйдет из моды. Зарубежная публика очень любит и тепло принимает гастролирующие российские труппы. Постоянно заполненные залы и бурные овации.

Что касается зарубежных театров, их репертуаров и зрителей — тут немного другая картинка. Зарубежные зрители любят больше современные постановки, так называемую неоклассику. Когда те же балерины в пуантах, но в костюмах, например, в виде комбинезона, под комбинированную музыку или разные ремиксы танцуют совсем в другой пластике тела. В Россию все чаще и чаще приходят такие постановки из-за рубежа.

Поэтому судить, где балет принимают лучше — непросто. Необходимо посмотреть на разные составляющие большого балетного мира. Я считаю, что балет в общем понимании любят и принимают все страны, в которых он развивается.

Для меня, как для зрителя, новые постановки интересно смотреть в театрах, новая пластика, новый взгляд на те же проблемы — завораживает. Особенно мне запомнились: балет «Майерлинг» и «Манон» — хореография Кеннета Макмиллана. Очень интересные постановки, хореографические дуэты, пластика тела. Очень понравились костюмы и сценография, когда смотрела премьеры в театре Станиславского и Немировича-Данченко:

- «Серенада» — Д. Баланчин. Одноактный бессюжетный балет, наполненный легкостью, создаваемой за счёт движений и костюмов: длинные шопенки (юбка по середину икры или щиколотку, сделанная из специальной сетки).

- «Сюита в белом» — Серж Лифарь. Сценки, будто сменяющие одна другую, невесомость артистов, за счёт хореографических движений, минимум декораций.

- «Вторая деталь» — Форсайт. Непривычная музыка, хореография и костюмы: серые комбинезоны, сложные координационные движения артистов, технически сложная хореография.

- «Тюль» — Александр Экман. Интересная изнанка жизни балетных артистов, их репетиционный процесс. Очень оригинальная постановка.

Все эти балеты нужно видеть, очень трудно описать то, что ты чувствуешь после просмотра, какие впечатления у тебя остаются. Без классического балета, конечно, тоже никуда, в роли зрителя могу множество раз пересматривать один и тот же спектакль.

А вот как артисту — мне ближе классический балет. В нем есть определенная душа, невесомость, окутанная дымкой. Мне это так представляется. Каждый спектакль, в котором я принимаю участие, мне близок и очень нравится:

- «Щелкунчик» — детская сказка, невероятная музыка, добро и душа.

- «Лебединое озеро» нравится своей историей: когда стоишь в кордебалете «Лебедей и Одетта», мурашки по телу. Действительно сопереживаешь Одетте. Я утопаю в этом спектакле, мне безумно нравится.

- «Жизель». Сцена сумасшествия Жизели бросает в дрожь. А второй акт будто окутан потусторонней силой: безумная энергетика злых Виллис (девушки-невесты, умершие до свадьбы) на кладбище.

- «Спящая красавица» — лёгкость, утончённость, аристократия.

Не могу полностью судить о постановках неоклассики, потому что пока не участвовала в подобных, но очень хотела бы попробовать. Надеюсь, в будущем будет такая возможность!

Танец и высшее образование. Насколько совместимо?

На данный момент я получаю высшее образование. Учусь в Московской государственной академии хореографии на втором курсе. Выбрала для себя профиль «Менеджмент исполнительских искусств», для меня это интересно. Он разнообразный и открывает новые знания в области юридического права, в сфере маркетинга и менеджмента, дает знания по психологии и педагогике, экономике. Честно говоря, я мечтаю в будущем стать педагогом по классическому танцу, но для этого в моих планах второе высшее образование.

Так как я работаю каждый день, в театре мы даём несколько спектаклей в неделю, отправляемся в гастрольные туры по всему миру, а во время новогодних ёлок и разных других праздников мы даем спектакли каждый день, времени на учебу, конечно, остаётся меньше. Но я учусь на заочном отделении, весь материал во время всего года, и даже, когда идут летом каникулы, я стараюсь проходить сама: ищу разные материалы и готовлю презентации, пишу конспекты. Все для того, чтобы придя на сессионные недели, слушая лекции преподавателей, пополнять уже имеющиеся знания. Так, на мой взгляд, можно в большем объеме освоить пройденный материал.

Какое выступление для себя ты считаешь лучшим? Что ждешь от себя через 5, 10 лет?

*Смеется*

Наверное, моего лучшего выступления нет. Я считаю, что могу лучше, с каждым выходом на сцену в партии, я начинаю иначе чувствовать тело, эмоции и себя на сцене. Каждый раз как первый — я проживаю всю историю героя от начала до конца, снова и снова. И скажу — лучшее выступление — если выйдя сегодня на сцену, ты нашел новую эмоцию, вздох, взгляд, поворот кисти и так далее — ты продвинулся ещё на один маленький шажок к своему идеальному образу. Работа на сцене и есть лучшее выступление. По поводу будущего — не люблю строить четких планов, потому что жизнь очень непредсказуема. Огромное количество раз убеждалась в этом. Поэтому раскрывать имеющиеся у меня в голове идеи пока не буду. Но я уже начала двигаться к их осуществлению, посмотрим, как пойдет моя дорожка.

Что для современной балерины важнее всего?

Любовь к искусству! Возможность репетировать, двигаться к новому, возможность выходить на сцену, раскрывая себя в разных образах. Для меня это важнее всего. Ответить за всех не решусь, потому что у каждого свои цели и взгляды, все зависит от человека. Но, безусловно, для всех современных артистов главное — заработок, потому что наш труд нелегкий, как и у многих других профессий. Поэтому, конечно, хочется, чтобы твой труд был оплачиваемым. Это, наверно, один из общих аспектов, который важен всем артистам, да и всем людям в общем.

Untitled

***

*Мюзик-холл — факультет в Детской школе искусств им. Балакирева (прим. ред)

Фото: из личного архива героини

Rating 5 Просмотров: 5772 | Комментариев: 1

Комментарии

sirodgh 28 апреля 2020

Очень понравилось...чувственно...изложение талантливо...у тебя все получится !!!

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.