English

Информационно-образовательный портал

Кино вместо школьной парты

Наталия Шаталова, 3 ноября 2021

От «мальчика на побегушках» до звукооператора – Артём Игнатьев (имя изменено по просьбе героя) прошёл этот путь за три года. Он рассказал, нужно ли профессиональное образование для работы в кино, как попасть на съёмочную площадку без опыта и образования.

– Кем ты работаешь? Расскажи о своей профессии.

– Я работаю звукооператором на федеральном канале: записываю чистовой звук на площадке, без переозвучки на студии. Моя задача – повесить микрофоны-петлички на актёра. Затем я сажусь за оборудование и слежу, чтобы звук не прерывался и петличку не было видно в кадре. Сейчас снимаем сериал «Свои» для Пятого канала.

– Как ты попал на площадку?

– В три года я первый раз снимался в массовке девочкой. У меня были длинные кудрявые волосы до плеч. Потом, в 13 лет позвала сестра в сериал «Улицы разбитых фонарей». Меня туда устроили работать, а-ля «принеси, подай, иди отсюда, не мешай». Я собирал рации, бегал за кофе для режиссёра, стоял на перекрытии, чтобы люди не ходили. Тогда мне заплатили первые небольшие деньги – на карманные расходы. Это был вариант для работы летом, потому что во время учебного года всё-таки приходилось ходить в школу. Тогда я точно осознал, что мне нравится работа в кино.

– Как развивалась твоя карьера?

– В 15 лет, после 8 класса, я пришел навестить маму на студию «Ленфильм». Она работала костюмером. Там я подружился с администратором площадки, который был знаком с ребятами из проектов, на которых я работал летом. Они меня порекомендовали. Поэтому администратор позвал в команду НТВешного сериала – опять проработал всё лето и пошёл в 9 класс. Тогда я хотел уже начинать работать с камерой, но мне сказали, что это сложно и предложили держать бум– большой универсальный микрофон. Он нужен для того, чтобы улавливать голос конкретного актера.

– Как долго ты проработал, держа бум?

– Нисколько. Меня позвали держать бум, но приставили к звукооператору, чтобы я помогал и учился. Иногда приходилось таскаться с бумом, но это всего пару дней, для сложных сцен. Можно сказать, что с этого момента я и вошёл в кино.

– Какие технические нюансы профессии можешь отметить?

– Вначале про бумщика. Работа не сложная, но нужен высокий рост и выносливость: ты подолгу стоишь в одном положении и следишь за актёром. Нельзя, чтобы микрофон попал в кадр во время мотора. Съёмочная группа иногда начинает смешить и издеваться – сложно сохранить равновесие и тишину.

Все думают, что работать в кино это очень круто – нет. На площадке ты находишься в постоянном стрессе. Всё надо делать быстро. Иногда мы ждем пролетающий самолёт, пока проедут машины – потому что это брак по звуку.

Процесс может остановить непонимание актеров. Они не всегда осознают задачу режиссёра, не выполняют его требований. Из-за этого случаются переработки, особенно в первые дни, когда команда не знает друг друга. Иногда задерживаемся на час, иногда на 6. Получается смена по 18 часов. Заканчиваем уже за полночь, а вставать на следующий день в 6 утра.

– Какие проблемные ситуации возникали на площадке?

– То, что касается моей работы звукооператора сейчас – это ответственность за оборудование. Пару раз актеры заливали микрофоны кофе. Полетит оборудование – вычтут с меня. Каждая петличка стоит около 20 тысяч рублей, всего их шесть штук. С техникой вообще сложно, она иногда подводит. Микрофон с актёра может слететь во время дубля – виноват буду я, что плохо закрепил. Был случай, когда ночью вырубили электричество. Аккумуляторы для петличек не зарядились. Каждый дубль приходилось их менять. Бывает такое, что переснимаем. Я слушаю один и те же слова актёров по несколько раз. Несколько десятков раз если потребуется.

Я попадал в самые разные ситуации. Один раз, во время съёмок с лошадьми, одна из самых непослушных убежала в лес вместе с актёром. Его нашли в километре, в болоте. А лошадь искали час. Ещё был случай, когда мы снимали театре. Объявили обед. Я уснул в ложе и не услышал, как начался мотор. Меня полтора часа искали с криками, а я спал прямо над съёмочной площадкой.

– Кроме сериала «Свои», на каких ещё проектах ты работал?

– Осенью я работал на клипе про Санкт-Петербург для Пятого канала. Динамичные съёмки интереснее сериальных. В октябре проходил форум, куда приезжал Шварценеггер – я следил за синхронным переводом и звуковой дорожкой. Сейчас снимали комедийный проект на тему коронавируса, как люди сходят с ума. Тоже для пятого канала. На Алых парусах в 2019 помогал со звуком на пульте у режиссёра. А до того, как начал работать звукооператором таскал оборудование на НТВшных сериалах, в фильме «Союз Спасения» помогал декораторам.

– Немного про образование: на кого ты учился?

– Смешной вопрос. Я учился на школьника, 9 классов. Мне не хватило мотивации закончить 11. А тут просто предложили пойти туда, куда я мечтал. Ещё и за деньги.

– Реально ли совмещать и работу в кино и учёбу?

– У кого-то получается, у кого-то нет. У меня нет. Осенью 2019 решил отнести документы в колледж на заочку. Поступил на логиста. Но вылетел, как началась работа. Думаю, если бы я профильно учился в колледже при институте кино и телевидения, это было бы реально – там поддерживают, если ты уже практикуешься на площадке. Но из-за среднего балла в аттестате 3.0 в КИТ меня не взяли даже с рекомендациями от Пятого канала. Большая часть съёмочной группы с образованием. Один я бегаю такой.

– Чувствуешь ли ты профессиональную разницу с коллегами, у которых есть образование?

– Конечно. Они красавчики, а я нет. Я получаю знания на опыте, это требует больше времени на площадке. Они отучились и понимают, что к чему как на бумажке, так и на практике. У них больше мобильности. На ТВ просят образование, с этим жёстко. Вообще телевидение и кино две совершенно разные вещи: там всё снимают одним дублем, а мы можем на один дубль потратить целый день из-за пересъёмок.

– Как попасть в съёмочную группу без опыта?

– Если человек без профильного образования и навыков впервые попадает на площадку, то он работает на одном проекте, обычно даже бесплатно. Это получение опыта. Тут надо уметь проявить себя – быстро схватывать и усваивать материал, быть усидчивым. Если тобой заинтересуются, то, возможно, дальше пригласят на проекты. Если приходит человек без опыта, но с профильным образованием, каким бы тормозом он ни был, не выгонят и заплатят. Работать дальше вряд ли позовут по знакомству, но он может устроиться на другую студию. Режиссёр не режиссёр, звук не звук, кто ты там по диплому – не важно, всё равно понизят. Учился на оператора – будешь видеоинженером, подносить оптику и кофе, крутить фокус. Отучился на звукооператора – работаешь на буме и носишь пирожки.

– Дальше – только кино?

– Скорее всего да. Не вижу себя где-то в другом месте. Хотелось бы попробовать в компании, которая работает с иностранными киностудиями. А так от Пятого канала в свободное время учусь на звукорежиссёра.

Rating 5 Просмотров: 2720

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.