English

Информационно-образовательный портал

Работа на первом курсе журфака – это как?

Мария Журина, 21 сентября 2022

Уже на первом курсе многие студенты задумываются о поиске работы: перспектива получить знакомства, опыт и первую зарплату очень вдохновляет. Кто-то сразу начинает работать по профессии, а кто-то пробует себя в разных направлениях, но в любом случае каждому работающему студенту нужно совмещать работу с учёбой. Мы поговорили с молодыми журналистами, которые поделились своим опытом работы на первом курсе.

Милена Солдатенко, СПбГУ, 2 курс Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

– Я увидела объявление о наборе стажеров в «Фонтанку» в группе кафедры ЦМК, написала редактору и выполняла в течение нескольких месяцев тестовые задания. После этого меня пригласили в редакцию на несколько тестовых дней, во время которых я писала новости, а уже потом пригласили как внештатного автора. С сентября я буду штатным сотрудником на полставки.

В первые 1,5 месяца стажировки я занималась только написанием новостей: находила инфоповоды, отправляла их редактору на согласование, а потом быстро писала новость на сайт. Часто для написания новости приходилось звонить по телефону героям или экспертам, самостоятельно составлять статистику, например, помню как во время написания новости о торговых отношениях с Китаем, высчитывала объем импорта и экспорта по статистике Федеральной таможенной службы. В общем, в гугл табличках я научилась здесь работать получше, чем на уроках информатики. После того, как я хорошо набила руку на новостях, я начала писать тексты, в основном, практико-аналитические материалы. Нужно было найти актуальную проблему в общественной жизни или экономике, после чего поподробнее в ней разобраться, пообщаться с 10-20 экспертами, героями и так далее, чтобы иметь полную и объективную картину происходящего. Иногда я пишу тексты для спецпроектов редакции, но в основном сейчас занимаюсь текстами или новостями, если они срочные.

Работаю я три дня в неделю. У меня нет фиксированного рабочего графика, что мне очень нравится: я могу написать редактору, что опаздываю или не смогу приехать, что нужно уйти раньше или могу остаться и поработать дольше. Обычно я приезжаю где-то к 10 и сижу в редакции часов до 6 или ухожу позже, если хочу закончить материал. Как-то раз вышла в 21:30, но это не потому что меня насильно тут держат, а потому что в офисе работать гораздо удобнее и есть для этого все условия. Радует, что я не нахожусь в интеллектуальном рабстве, а получаю зарплату за написанные тексты, поэтому, помимо потрясающего опыта и практики по своей профессии, получаю и другой приятный бонус — сама себя обеспечиваю. Условия работы у меня чудесные, выпускающий редактор всему меня учит и всегда может подсказать и помочь, если я чего-то не понимаю, особенно когда для особенно крупного материала составляю огромную таблицу на несколько листов и рассчитываю разные данные по формулам. При этом сотрудники не воспринимают меня как маленького ребенка, скорее как полноценную коллегу, которой иногда нужно что-то подсказать и направить.

Во время дистанционной учебы с графиком не было никаких проблем: часть пар я смотрела прямо в офисе, иногда, если был особенно важный материал, каюсь, прогуливала, а потом брала конспекты у подруг или сама искала информацию. Догонять мне удавалось весьма успешно и не проблематично, потому что я в принципе привыкла на подготовленной преподавателями почве учиться сама: разбираться в материале, искать дополнительные источники. Поэтому успевать получалось все: и тексты писать, и по учебе не отставать, и жить, гулять, общаться. Что будет, когда мы выйдем на очную учебу, пока сложно представить, но, думаю, я как-то выйду из ситуации и подстроюсь, тем более с моим чудесным редактором, который всегда идет мне навстречу и во время сессии даже запрещал мне приходить работать, чтобы я успевала отдыхать.

Я безумно рада, что попала сюда. Мне нравится и атмосфера в редакции, и качество выпускаемых материалов, и подход журналистов к своей работе, и то, что у меня уже на первом курсе появилась возможность окунуться в будущую профессию и получить опыт, практические знания. Так что из университета я не выйду с пустым документом портфолио. Я уже очень многому здесь научилась и еще научусь, поэтому уже чувствую определенную уверенность в себе, своих навыках и в том, что все еще не пройденные горизонты будут завоеваны.

Анастасия Полосина, СПбГУ, 2 курс Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

– Я работаю как самозанятый. Монтирую видео для телеграм-каналов «Вечерний Телеграмъ», «NFT на доступном» и «Крипта на доступном» и пишу к ним тайм-коды. Эту работу я получила в рамках стажировки в новостном канале «Вечерний Телеграмъ» ещё во втором семестре. Мне понравилось писать новости и недавно мне предложили заниматься монтажом.

Монтировать в принципе я начала во втором семестре. Сейчас мне скидывают часовую запись голосового эфира, в которой есть запинки, паузы, технические моменты. Я всё это вырезаю и делаю цельную запись эфира. На монтаж уходит около 6-8 часов.

Конечно, трудности иногда возникают. Бывает сложновато писать тайм-коды. Эфиры бывают разными, хочется сделать тайм-коды поподробнее, когда лучше меньше, точнее, чётче и интереснее. Но с каждым разом, пусть и на чуть-чуть, результат становится лучше, поэтому всё супер. Пока я ещё не пробовала совмещать монтаж с учёбой. Но мне кажется, это нормально, когда совмещаешь учебу, работу и личную жизнь. Наверное все так и должно быть. В любом случае надо пробовать, потому что без такого опыта ты вряд ли будешь кому-то нужен как специалист.

Варвара Рудич, СПбГУ, 2 курс Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

– Как пришла идея поработать в лагере? Подруга, с которой мы познакомились лет семь назад в лагере, рассказывала, что проходит школу вожатых и собирается поехать летом на смену. Я тогда очень удивилась, но подумала, что я вожатой точно не поеду работать. Это не моё, к тому же это огромный физический и эмоциональный труд. Когда мы снова встретились с подружкой, я очень вдохновилась рассказом о тех заряженных людях, которые работали на смене и сделали крутой отдых детям. Поняла, что это, наверное, очень здорово. Тогда я решила пройти школу вожатых, которая длилась 3 месяца.

Так я поехала работать в Евпаторию в составе «Содружества вожатых Ямала». Смена в лагере делится по периодам. Первый и четвёртый день – организационный период, далее основной период, экватор и завершающий период. Самый сложный – организационный, эмоционально и физически это невыносимо. В основной период день строился так – в 7 часов у вожатых подъём, а уже в 7:35 планёрки, где мы обсуждали планы на день и заряжались энергией. Опаздывать на них нельзя, иначе вставать придётся ещё раньше. А сон в лагере на вес золота, потому что ложились мы в 2 часа ночи. Далее зарядка, общий сбор, завтрак и свободное время, когда мы либо играли, либо готовились к мероприятиям. Потом купание –либо в бассейне, либо на море. Следом обед, сонный час, бассейн и подготовка к вечернему мероприятию, которое проходило каждый день в восемь часов. После ужина были мероприятия и иногда дискотека. Когда мы возвращались, у нас была либо рефлексия, либо «огонёк». А потом мы «отбивали детей», то есть укладывали их спать. Кто-то оставался дежурить как вечерний вожатый, а остальные шли на вечернюю планёрку, где подводят итоги для и разговаривают с руководством. После этого часто у нас были репетиции, часов до двух ночи.

Сложно сказать, что запомнилось больше всего – атмосфера в лагере невероятно красочная и быстрая. Вернувшись домой, удивляешься, насколько у тебя на всё хватает времени – в лагере у тебя нет ни минуты. Последнее и очень яркое воспоминание – наш концерт закрытия смены. У нас были очень трогательные вожатские номера. А ещё мой отряд стал лучшим отрядом смены, это было просто невероятно. Видишь, как ребята радуются, сколько сил они в это вложили. Я, как и дети, очень сильно плакала, прямо рыдала. На «огоньке прощания» было очень душевно. Пока я готовилась с детьми выступление, мой напарник украсил зал – всё завесил гирляндами, положил матрасики, чтобы всем было удобно, и поставил свечку. Это было невероятно красиво, не могу даже это описать. Мы ещё передавали клубочек ниток, чтобы потом его разрезать, завязать друг другу на руки и загадать желания. На огоньке плакали все, несмотря на то что у меня были взрослые дети – 15-16 лет. В моём отряде был мальчик, который впервые поехал в лагерь, в тот вечер он произнёс замечательную речь, мне запомнилась одна фраза: «Вот вы все говорите, что нашли на этой смене друзей, а я приехал первый раз в лагерь и могу сказать, что я нашёл здесь не друзей, я нашёл семью». Мы все рыдали, настолько это было трогательно.

Причём особых трудностей вспомнить я не могу. Мы работали замечательной командой, ты в любой момент мог обратиться за помощью. Разве что, когда мы приехали в Евпаторию, нам нужно было сдать ПЦР-тест. Мы никак не могли найти место, где его сделать, и нас гоняли по всему городу из одного конца в другой. Но в итоге ПЦР мы сдали.

На самом деле, я очень переживала, что не получится перенести сессию. Когда я узнала, что последний экзамен 28 июня, а уезжаю я 21 числа, поняла, что как минимум три экзамена останутся несданными. Очень много нервов потратила, но всё получилось. Я попросила своего руководителя заявление от департамента Ямало-Ненецкого автономного округа на имя ректора с просьбой предоставить мне досрочную сдачу некоторых экзаменов. Так я предоставила заверенное письмо со всеми печатями и подписями. Потом я подходила к преподавателям, не сразу всех нашла, но все согласились без особых проблем. Договориться можно, главное пробовать.

Тестовую часть одного из экзаменов я писала дистанционно вместе со всеми. А устную часть пришлось сдавать 19 июня вместе с международными журналистами. То есть ровно через два дня после экзамена по русскому языку, на который я пустила все силы. Конечно, я переживала - хотелось сдать все экзамены на отлично. При подготовке к “Технике и технологиям печатных СМИ” очень помогла экскурсия в типографию, которую проводил Павел Чангирович Хан. Так что некоторые билеты я не учила, что очень сэкономило время. В итоге я сдала этот экзамен на отлично, хотя очень боялась за него.

До моей поездки на смену я думала, что быть вожатой – это постоянно быть с детьми, помогать им и делать крутой отдых. После смены я поняла, что вожатый – очень многогранное понятие. Тут сложно подобрать конкретное определение – это быть другом, аниматором, отчасти клоуном, спорт-инструктором и много кем ещё. Мне очень понравилось быть вожатой, это дарит неописуемые эмоции и заставляет чувствовать, что ты кому-то помогаешь и заставляешь кого-то улыбаться каждый день. Это безусловно круто.

Конечно, я поеду вожатой ещё. В сентябре у нас будет слёт вожатых, которые лучше всего отработали на смене в Тюмени. Не знаю, сколько раз ещё поеду, но в планах поработать ещё так раз 15 точно есть.

Карина Аджумерова, СПбГУ, 3 курс Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

– Когда я только переехала в Санкт-Петербург, я наивно верила, что быстро смогу найти работу по профессии или хотя бы в сфере SMM. Но всё оказалось чуть сложнее. Жизнь решила, что сначала я должна поработать в сфере услуг. Почти с первого дня учёбы я работала – четыре месяца в пиццерии и шесть месяцев в магазине косметики. Но я знала, что эти работы временные и продолжала искать что-то своё. Я откликалась на сотни вакансий, делала десятки тестовых заданий, иногда доходила до собеседований. Но всегда что-то не срасталось.

Всё изменилось, когда я сделала себе хорошее портфолио, собрала свои публикации, тексты, написанные в стол или те, что доходили лишь до моего блога, собрала в одном месте все свои видеоработы. Именно портфолио зацепило моих нынешних работодателей.

«Знаешь, к нам часто приходят люди, которые имеют более релевантный опыт и давно работают в этой сфере, но у них нет того, что есть у тебя – горящие глаза и желание творить» – сказала мне HR Катя на моём последнем собеседовании.

Уже ровно год я работаю в компании, которая занимается образовательными курсами: академия красоты, международная школа профессий и школа английского языка. Я веду соцсети, составляю контент-план, оформляю сториз, каждый день пишу посты и создаю в фотошопе карточки для них. Иногда беру интервью у студентов курсов. Также в мои обязанности входит администрирование групп в ВК и составление отчёта за месяц, в котором собрана статистика всех аккаунтов. Мои текущие задачи на неделю, к примеру: составить визуал на сентябрь и поменять описание в группах вк.

Условия работы хорошие: у нас очень приятный офис на Петроградке, но могу работать из дома. Я работаю по 8 часов в день 5/2. Утро начинается со скрама – созвона рекламного отдела и обсуждения дел на день. Далее я пишу два поста и делаю сторис для всех аккаунтов.

Все работы я находила на HH.ru. Вакансии в сфере услуг там очень легко найти, но что-то стоящее в сфере журналистики или SMM сложнее. Сейчас понимаю, что лучше искать работу в телеграм каналах или через сарафанное радио и личный бренд.

Я учусь на вечернем направлении, поэтому могу совмещать работу с учёбой. Во время дистанционного обучения это, конечно было проще. Ну а сейчас мой день выглядит так: я еду на работу к 8 , работаю до 16:50 и мчу в университет на пары с 17:10. Учёба заканчивается в 22 и где-то в 23:30 я добираюсь до дома. Да, график сложный, но по другому никак.

Сфера SMM мне близка, я получила колоссальный опыт здесь, но я больше журналист. Поэтому стараюсь как можно больше практиковаться и нарабатывать портфолио уже по своему профилю. Мониторю вакансии, делаю тестовые задания и знаю, что уже совсем скоро я смогу работать по профессии.

Иллюстрация: Катерина Щербенко

Rating 0 Просмотров: 1447

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.