6 вопросов журналисту Алексею Попову о работе спортивным комментатором
Кузьменко Андрей, 16 июня 2023
Алексей Попов – спортивный журналист, более тридцати лет комментирующий гоночные этапы «Формулы-1», а также чемпионаты по регби. «Первая Линия» поговорила с Алексеем и узнала о работе спортивным комментатором.
– Насколько должен быть эмоционален комментатор, например, может ли он высказывать субъективное мнение?
– Несомненно, комментатор должен быть эмоционален, ведь если просто раз в минуту что-то заунывно говорить, то это нельзя будет назвать комментированием. Нужно проявлять эмоции, заряжать аудиторию и в ключевые моменты быстро и громко говорить. Что касается субъективного мнения – его надо избегать. Иногда люди негодуют, у меня тоже были ситуации, когда я был в шоке от происходящего и, может быть, выразил своё мнение больше, чем этого требовалось, но я пытаюсь его не навязывать и считаю, что это правильно.
Некоторым кажется, что нельзя быть слишком отстранённым, но проблема в том, что люди болеют за разных пилотов, за разные команды, и истина в представлении одних, не та же, что в представлении других. Поэтому здесь надо думать о том, чтобы резким высказыванием не обидеть часть своей аудитории. Надо стараться быть приближенным к фактам и пусть люди сами делают выводы.
– Вы также комментируете с Владимиром Башмаковым, Натальей Фабричновой. Каково комментировать спортивное событие вдвоём?
– Несколько лет подряд мне приходилось комментировать одному, и я практически к этому привык, но с тех пор, как я работать вместе с коллегами, я осознал до какой степени это лучше.
Да, иногда люди друг друга перебивают, потому что у каждого своя мысль или вступают в диалог и отвлекаются от того, что происходит. То есть есть минусы, но огромный плюс - это именно диалог, обсуждение того, что происходит.
Есть разные точки зрения, два человека всегда лучше, чем один. Другой заметит те нюансы, которые коллега не заметил. Даже если люди не согласны, в спорах рождается истина. Мне очень повезло: с Наташей мы комментируем Формулу-1, на мой взгляд, это лучшее, что могло произойти. С Володей Башмаковым в NASCAR (NASCAR – национальная ассоциация гонок серийных автомобилей Соединённых Штатов Америки, – прим. ред) мы отлично работали. На регби, когда я его освещаю, у меня есть три напарника: общение с ними строится по-разному, но со всеми уважительный диалог.
Я считаю, что комментирование вдвоём – очень большой плюс для спортивного освещения, в случае если люди не переводят внимание на себя, а сами смотрят с удовольствием и пытаются помочь зрителю. Именно в этом и есть цель комментатора.
– У вас есть какая-то особая подготовка к уик-энду? (‘Уик-эндом называется гоночное Гран-при, состоящее из пяти сессий: три тренировки, квалификация и гонка’, – прим. ред)
– Естественно, я готовлюсь конкретно к этой трассе: начинаю поднимать всю статистику по этой трассе, по этому Гран-при, распечатываю схему трассы, просматриваю какие-то ролики с лучшими моментами на ней. Я к каждой трансляции готовлюсь так: распечатываю шпаргалки, цифры, на компьютере заранее открываю несколько вкладок с информацией, которая может пригодиться. Отдельно к определенному гоночному этапу по-другому не готовлюсь. Просто смотрю по мере того, как всё меняется.
– Комментаторов часто упрекают в невнимательности. Что вы думаете по этому поводу?
– Тяжело, когда ты хочешь подробно осветить событие. Если ты сам внимательно наблюдаешь и, время от времени делаешь какие-то ремарки, тогда зрителям всё ясно. Но нередко остаётся часть рассказа, потому что тебя отвлекло одно, другое, третье, а потом ты забыл, о чём говорил вначале и начал рассказывать о другом. Поэтому это сложно, но лучше переходить с темы на тему, чем когда тебе не о чем говорить.
– Следите ли вы за карьерой зарубежных комментаторов, сравниваете ли себя с ними?
– Нет, я не слежу за карьерой зарубежных комментаторов. Тем более, не сравниваю себя с ними.
Я знаком с очень многими зарубежными комментаторами, с некоторыми в дружеских отношениях, ведь за несколько десятилетий ты пересекаешься с ними в одном месте: в комментаторских кабинах, в паддоке (Паддок - место для развёртывания мобильных помещений для гоночных команд, служащих складами для запасных частей и место пребывания высокопоставленных личностей, – прим. ред), во время интервью. У меня есть знакомые бельгийцы, голландцы, французы, итальянцы и немцы. При мне сменилось несколько поколений французских комментаторов, но я не могу оценивать, как они работают, просто их не слушаю.
Не думаю, что надо сравнивать себя с кем-то, у каждого свой путь. Можно подражать и дойти до совершенства, но если тебе есть что сказать, то говори это так, как ты можешь, не пытайся быть кем-то. Будь собой.
– Что вы можете сказать об этических нормах комментатора? Не только во время трансляции, но и в общении с коллегами.
– Мне кажется, что этические нормы комментатора точно такие же, как и этические нормы любого нормального человека. И во время трансляций, и в коллективе: говори или хорошо, или ничего о своих коллегах – это должен быть железный принцип. Со временем люди начали его реже использовать, но мне кажется это неправильным. Если есть воспитание, то человек должен придерживаться норм общечеловеческого общения везде: на работе и вне работы, со знакомыми и с незнакомыми.
Пока без комментариев