«НЕЛЬЗЯ ВСЁ ДЕЛАТЬ ПО ИНСТРУКЦИИ»
Наталья МЕЛЬНИКОВИЧ, 8 декабря 2017
В середине октября в российский прокат вышла «Аритмия». Драма режиссера Бориса Хлебникова уже была показана на фестивалях в Карловых Варах, Торонто и Чикаго. Фильм получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр», а исполнитель главной роли Александр Яценко - три персональные награды за эту роль: его отметили призами в Сочи, Чикаго и в Чехии.Аритмия – состояние, при котором нарушается правильная работа сердца, сбивается его ритм. Об этом вам расскажет любая медицинская энциклопедия. В жизни героев драмы Хлебникова тоже «аритмия» – у них всё идёт наперекосяк. Исчезает ритм – меняется нормальное течение жизни. Вот только так ли просто вернуть всё на круги своя?
Борис Хлебников словно создает два параллельных фильма, рассказывает две истории. Одна из них – бытовая драма. Олег (Александр Яценко) – молодой одаренный врач «скорой». Ежедневно он раз за разом спасает пациентов, порой совершая невозможное. Для него в этом состоит смысл жизни. А ещё у него есть жена Катя (Ирина Горбачева), тоже врач, лучше других понимающая, насколько важна для её мужа работа. Вот только однажды наступает момент, когда и ей надоедает, что о своих пациентах Олег заботится больше, чем о ней. Надоедает его постоянно пьянство. Надоедает вообще существовать в совершенно разных реальностях. На работе Олег сосредоточен и максимально собран, но как только он снимает белый врачебный халат, становится понятно, насколько он оторван от реальности. Катя любит своего мужа, но вечно терпеть его прихоти у неё не получается. Однажды она предлагает развестись.
Обычная история. Казалось бы, что здесь особенного? У каждого есть такие друзья или знакомые, или мы сами в какой-то момент попадаем в подобную ситуацию. Но в этом и прелесть этого кино – каждый узнаёт в героях себя. В фильме вы не увидите суперменов в ярких плащах, бесстрашных воинов, совершающих подвиги на поле брани, или исторических деятелей, решающих проблемы мирового масштаба. Зато вы увидите в нем обычных людях – то есть нас с вами. Тех, чья жизнь неминуемо скатывается в банальный круговорот «работа-дом-работа» и у кого работы порой значительно больше, чем дома. О тех, кто за всей это незаметно для себя теряет нечто важное, что придаёт смысл нашему существованию.
В фильме есть и вторая история – производственная драма. На подстанцию скорой помощи приходит новый начальник, отношения с которым у Олега не сложились с самого начала. Кризис на работе совпадает с личным кризисом. И на этот раз все само собой разрешаться уже не хочет.
Режиссер показывает нам изнанку нашей системы здравоохранения. Реформа, призванная, казалось бы, усовершенствовать российскую медицину, в реальности только мешает нормальной работе врачей. Новый начальник Олега – хладнокровный менеджер, для которого правила и законы гораздо важнее жизни пациентов. Олегу наплевать на правила – он эти жизни спасает. И прекрасно при этом понимает, что диктуемое сверху «правило двадцати» (20 минут в пути, 20 минут на один вызов и минимум 20 вызовов за смену) на практике невыполнимо. Но кого это волнует?
Впрочем, своего рода препятствием в работе врачей порой становятся и сами пациенты. Те, кто сами себе назначают лечение и вызывают «скорую» без повода, требуя госпитализации без реальных на то причин. Или те, кто фанатично предан своей секте, даже когда их «вера» может привести к смерти родного человека. Случается и так, что врач не успевает на вызов и пациент умирает. Глупо считать, что эта смерть не ляжет тяжким грузом на сердце медика.
Коллега главного героя произносит, пожалуй, ключевую для всего фильма фразу: «Нельзя все делать по инструкции». Очевидно, что речь идёт не только о работе, но и о нашей обычной жизни. Инструкции к ней нет и быть не может. Нигде не найдёшь плана, формулы и алгоритма, выполнение которого решит все проблемы и приведёт нас к заветному счастью.
В «Аритмии» нет полностью положительных героев, как нет и полностью отрицательных. Есть обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Даже новый начальник подстанции не является воплощением абсолютного зла. Режиссёр даёт понять, что и этот человек когда-то сам работал врачом и не понаслышке знает обо всех нюансах своей профессии. Пусть сейчас бумажки и инструкции становятся непролазной стеной, скрывающей от него эту реальность. Но он всё же знает о её существовании, а значит, не совсем безнадёжен.
В российских фильмах в последнее время всё реже встречаются обычные люди. Мы смотрим пафосное кино о богатырях, успешных предпринимателях, чудо-следователях. Хлебников же возвращает на большие экраны самых обычных людей. Сочувствие и сопереживание этим героям возникают именно потому, что ничего сверхъестественного в истории нет. Режиссёр снова дарит нам встречу с реальностью, терять которую ни в коем случае нельзя. Ни в кино, ни в жизни.
Иллюстрация: Nanokino.net
Пока без комментариев