«Слово пацана»: легальный сериал?
Ольга Трухина, 12 декабря 2023
Изначально под страшилками про возвращающиеся 90-е имели в виду экономический дефолт, длинные очереди за колбасой и новую коллекцию Zara в комиссионном. Про популяризацию ОПГ речи и не шло.
Жора Крыжовников умеет удивлять контрастами. От комедии «Горько», которую можно смотреть только сквозь пальцы, иногда тяжело вздыхая от подкатывающего стыда, разбег произошёл до нового сериала «Слово пацана» - кинокартины жуткой, откровенной и… вызывающей много вопросов. Разберемся, как же так случилось, что первые лица государства всё чаще выражают надежду, что больше пацан слова не издаст.
Проблема нравственности
Рассказ, о чём кино, будет кратким: перед нами Казань, 80-е. Точный год никто не скажет, но по разговорам о перестройке и грядущей жизни «лучше, чем в Америке» становится ясно, что на дворе горбачевские времена. Есть паренёк Андрей – комсомолец, талантливый в музыке, но не в спорте. Ещё есть парень Марат – вот он уже спортсмен отличный – как бы им ни быть, когда уличная романтика обязывает. Два мира сталкиваются, и приводит это к печальным последствиям: из интеллигентной «скорлупы» Андрей становится «своим пацаном», который не извиняется, а сразу бьёт наповал. Исследование подростковой жестокости – вот, что видно в режиссёрском объективе, и подача проблемы становится самой проблемой, поскольку ходит на грани с романтизацией ОПГ. Отчего же?
Художественный жанр обязывает привносить драматургию. Без неё картина пуста и, честно горя, неубедительна. В «Слове пацана» она своеобразна: драма подаётся сквозь маленькие добрые поступки участников «Универсама» - подростковой уличной группировки: то герой утюг бабушке подарит, то шапку вернут. Посыл, безусловно, хороший, но методы достижения желанного довольно сомнительны: утюг был куплен на деньги с рэкета, шапка оказалась украдена. Но цель ведь оправдывает средства. Вот здесь и встречается первый камень преткновения: мораль, ожидаемая от государственных кинокартин – а «Слово пацана» был заказан Институтом развития Интернета – должна сохранять чёткое деление на чёрное и белое. Здесь же этого не происходит – у каждого из «пацанов» за спиной своё прошлое, и всегда оно печально – именно потому герои и приходят в группировку. Андрей, например, сделал выбор в пользу улицы, поскольку сам находился под давлением участника банды. Но это если смотреть поверхностно. Сама проблема, почему Андрей становится «Пальто», как бы иронично это ни прозвучало, кроется в отсутствии отцовской фигуры перед глазами. Он – единственный защитник в семье. Естественно, когда появляется угроза безопасности, наиболее легким вариантом справиться будет примкнуть к общине.
Вот, в чём и кроется подводный камень явления: 80-е – время перестройки. Отсутствие стабильности порождает дифференциацию разного рода, начиная экономической и заканчивая социальной. Те, кто оказываются на низших уровнях, безусловно будут искать поддержку у тех, кто оказался выше. Особенно этому подвержены подростки. Общность, коллектив, почти что мушкетерский лозунг «один за всех, и все за одного» привлекает легкостью и доступностью. Кажется, что вступление в группировку – это лекарство от всех болезней: ты защищён, ты обучен, ты стоишь за честь. И мало кто обращал внимание на суровую реальность, крывшуюся в многочисленных жертвах тех, кто и нуждался больше всего в защите. Не зря ведь говорят: «жизнь бандита ярка, но коротка».
Романтизация: да или нет?
Над чем ломают головы первые лица государства, призывая к закрытию сериала, так это простое утверждение: «Слово пацана» романтизирует ОПГ. Это, в свою очередь, может привести к всплеску восстановления субкультуры. Каковы будут последствия, знаем по сериалу и рассказам родителей – те успели застать времена группировок.
Выставление Казанского феномена в положительном ключе, нивелирование негативных сторон драматическими оправданиями – вот, чего опасаются. «Слово пацана» же демонстрируют противоположную картину: сериал откровенно прямолинеен, иной раз до крайности: показаны стычки, драки, убийство за одно предложение, насилие. Трагедии не сглаживаются красивой картинкой – зрителю даётся правда такой, какой она и была для тех времён, без поиска лишних оправданий. Не требуется большая аналитическая работа, чтобы понять, что происходящее в сериале – плохо, поскольку всё лежит на поверхности.
И всё же, не стихают разговоры о том, что сериал нужно подвести под линию запрета. В нём видят угрозу для подрастающего поколения. Боятся, что группировки возродятся, поскольку в каждой серии есть флёр «блатной романтики», которая демонстрируется сквозь призму положительных персонажей – например, Вовы по кличке Адидас. Возможно ли это на самом деле, разъяснила психолог Анастасия Головина:
«Мне кажется, все криминальные фильмы/сериалы сподвигают в человеке то, что в нём и так было. Если у ребёнка никогда не возникало тяги к уличному образу жизни, как ей появиться после просмотра фильма?
Подросток станет участником ОПГ от отчаяния, а не от просмотра кинокартины. Это, конечно, может казаться крутым, значимым в глазах других - быть в группировке, быть сильным. Но при этом, жить по уличным законам — это быть брошенным. Подросток выберет такой путь, если его не слышат по-другому и не принимают в других местах».
Каков же вердикт? Криминальное кино было с нами с малых лет. Мы смотрели «Бригаду» в детстве, изучали True Crime, будучи подростками, и сейчас, в осознанном возрасте, продолжаем потреблять подобный контент и дальше. Влияет ли он на нас? Безусловно. Он будоражит, заставляет испытывать эмоции: пугаться, плакать, радоваться – вся доступная гамма чувств на выбор. Другой вопрос: провоцируют ли такие кинокартины? И ответ здесь будет очевиден: нет. До тех пор, пока в человеке нет ростка озлобленности, никаких печальных событий и не произойдет. Так что можно спокойно смотреть «Слово пацана» и дальше – ОПГ на сегодня откладываются.
Фотография: официальный кадр
Пока без комментариев