«Головоломка 2»: мультфильм для взрослых или взрослые для мультфильма?
Елизавета Федорова, 30 сентября 2024
Продолжение фильма 2015-го года вызвало большой отклик в общество и получило звание самого кассового анимационного проекта за всю историю. Общая сумма сборов составила около 1,647 млрд долларов. Успех новой «Головоломки» можно объяснить и визуальной составляющей картины, и развитием сюжета (появлением новых эмоций и чувств, близких современному зрителю), и, в определённой степени, отсутствием повестки, что появляется во многих кинокартинах и уже приелась.
Детальнее разобраться с причинами популярности нам поможет возвращение к первой части: в ней девочка Райли переживает переезд из одного города в другой. Мы знакомимся с «базовым» набором эмоций — грустью, гневом, радостью, брезгливостью, страхом. Сам сюжет кажется даже более меланхоличным и глубоким, чем продолжение истории, что так же парадоксально, как и то, что картина об уже повзрослевшей героине кажется нам более детской. Зато сюжет увлекает, да и наличие новых персонажей-эмоций завораживает и в то же время смешит.
В центре внимания первой части — Печаль, которая больше остальных осознавала себя и свою роль, хотя с другой стороны до конца оценить её мы не можем. Это остаётся загадкой, даже для самой Печали. Можно лишь догадываться, что происходящее — отсылка на вечное страдание в нашей жизни, равно как и то, что печаль вечная и важнейшая эмоция. Кроме того, в фильме удачно раскрывается мысль о том, что, взрослея, мы постепенно смешиваем эмоции и испытываем несколько одновременно — и это совершенно нормально.
Со второй частью всё сложнее и одновременно проще. Если вы заметили, то в ней нет ни одной отсылки к современности, и в целом отсутствует как таковая «повестка». Да, фильм затрагивает симптомы, которые появились в нашем обществе, но никак не говорит об их причинах, таким образом заставляя нас погрузиться в детство и забыть о насущных проблемах. Даже использование негативных эмоций и создание отрицательных персонажей действует удивительным образом: вместо того, чтобы осуждать действия Тревоги, мы начинаем ей сочувствовать.
Кульминационный момент фильма происходит во время панической атаки, которая, благодаря новым визуальным эффектам, выглядела очень правдоподобно. После этой сцены мы пониманием, что всё это время Тревога пыталась лишь защитить Райли. И в конце картина приходит к выводу, что не существуют «плохие эмоции», каждая из них очень нужна и важна.
«Головоломка 2» носит ограничительный ценз в «6+» и явно предназначается для подростковой аудитории, но, как и первая часть дилогии, сильно резонирует с эмоциональным состоянием взрослого поколения, чем, по-видимому, и заслуживает широкое признание в обществе. Студия «Pixar» никогда не ставит перед собой «надзирательных» целей, вот и в этот раз мы не можем явно вывести финальный «урок». Однако лента оставляет приятное послевкусия принятия всех качеств души — и хороших, и плохих, и это главное.
Пока без комментариев