ЗОЛОТОЙ ГОЛЛИВУД
Софья НИФАНТОВА, 12 июля 2013
10 июля в пространстве «Biblioteka» прошла первая открытая лекция из серии встреч любителей истории кино. Она была посвящена эксцентричной комедии. Каждую среду в семь часов вечера куратор проекта Андрей Фомин будет просвещать петербуржцев. На дебюте побывал корреспондент «Первой линии».
Найти лекториум несложно - к счастью, это центр города. Когда вы попадете в Bibliotek’у, то складывается ощущение отрешенности от современной мегаполисной жизни: небольшой зал, кирпичные стены и много спокойных людей, которые пришли сюда в поисках отдыха.
Андрей Фомин начал свою лекцию с общей истории голливудского кинематографа, его достижений и полных провалов. Но главной темой этой встречи стал «золотой век» Голливуда, то есть 30-40-е года двадцатого столетия. Андрей Фомин рассказал о главном жанре того времени – эксцентричной комедии (screwball comedy).
- Однажды, во время просмотра фильма «Филадельфийская история», я осознал, что сюжет удивительно похож на сюжет моей любимой «золотой» комедии «Ужасная правда», - говорит Андрей Фомин.
Именно так он заинтересовался этим жанром. Его отличают по двум видам развития сюжетной линии. Первый - это когда он или она находится на грани развода или только развелись, а в кульминации картины герои понимают, что не могут быть друг без друга и снова сходятся. Это такие комедии как «Филадельфийская история», «Ужасная правда», «Его девушка Пятница» и т.п. Вторая разновидность – герой уже готов венчаться, но встречает человека, совершенно ему не подходящего. Но в конце они, конечно, остаются вместе. Истоки такого сюжета восходят к театру. Они сняты по пьесам 20-30-х годов.
Почему режиссеры того времени сосредоточились именно на таких историях? Оказывается, в 1930 году в США вступил в силу «Кодекс Хейса». Это, говоря современным языком, законодательное регулирование нравственности населения. Согласно этому кодексу, нельзя было снимать фильмы о преступлениях, о криминале, сексе, любых проявлениях сексуальности (сцены поцелуев и объятий допускались только в исключительных случаях). Нельзя было демонстрировать гомосексуальность и венерические заболевания, употребление наркотиков и алкоголя (в случае с последним – только в исключительных случаях) и т.д. Институт семьи считался священным.
Но голливудские режиссеры нашли способ обойти закон. Они придумали жанр эксцентричной комедии. Классический представитель жанра заканчивается заключением брака. Хэппи энд! Что будет после этого счастливого дня – уже никого не волнует. Напротив, герои comedy of remarriage (представителей первого вида сюжетных линий) уже прожили какое-то время вместе, они самостоятельные и самодостаточные. И только с развода начинается повествование фильма.
После вступительной лекции организаторы показали фильм «Ужасная правда» (The awful truth, 1937, режиссер Лео Мак Керри, в главных ролях снялись Кери Грант и Айрин Данн). Только на таких встречах есть возможность посмотреть хорошую классику в компании единомышленников.
Пока без комментариев