СПОСОБНОСТЬ ОБЛИТЬСЯ НАД ВЫМЫСЛОМ СЛЕЗАМИ
Максим ВАСИЛЬЧУК, 22 января 2014
20 января в библиотеке им. В. В. Маяковского состоялось очередное «Чаепитие с петербургскими писателями». На этот раз гостем стал известный литературовед, доктор филологических наук Евгений ВОДОЛАЗКИН. Он рассказал читателям о работе в Пушкинском доме, о сочетании качеств ученого и писателя, а также о нашумевшей в прошлом году книге «Лавр».
- Мы настолько разрослись, что изучаем русскую литературу от 11 века вплоть до 21, - начать беседу Водолазкин решил с представления Института Русской Литературы РАН (Пушкинского дома). – Более того, сферу изучения 21 века решено расширить. В частности, с этим связано издание альманаха «Текст и традиция», который соединяет в себе черты «толстого» (литературного – прим. автора) и научного журнала.
По словам Евгения Германовича, сейчас вся Академия Наук переживает тяжелые времена. Широкая публика не всегда понимает, зачем существует РАН. Приходится объяснять и оправдываться.
- Институт Русской Литературы находится в здании бывшей таможни, - рассказывает Водолазкин. – И меня как-то спросили: «А как ты можешь доказать, что Пушкинский дом важнее таможни? Ведь в финансовом плане она выгоднее». Я предложил написать следующую антиутопию: в стране вдруг исчезают все филологи. Вместе с ними исчезают и слова. И сбор денег превращается в мычание. Вот здесь и проявляется вся ценность нашей деятельности.
Литературовед отметил, что двоевластие в Пушкинском доме делят особо значимые центры: Пушкинская группа и Отдел древнерусской литературы, который многие годы возглавлял Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ.
- Конечно, это мой самый главный учитель, которого всегда помнят и чтут - говорит Водолазкин о Лихачеве. – Кстати, больше десяти лет назад именно в библиотеке имени Маяковского я представлял книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха», в которую вошли воспоминания ученых и коллег Дмитрия Сергеевича.
В ходе беседы Евгений Германович упомянул о своем друге, петербургском ученом-антиковеде, Александре Константиновиче ГАВРИЛОВЕ, который как-то сказал: «На свете есть масса интересных вещей. Минус в том, что они не относятся к науке. Наука скучна, и если вовремя это не понять, то заниматься ей бесполезно».
- Существуют две опасные крайности в деятельности ученого и писателя, - говорит Водолазкин, переходя к теме творчества. – Первая – когда создатель художественного произведения пишет как филолог, а вторая – когда филолог, работая над научным трудом, выступает как писатель. Это ужасно.
Евгений Германович рассказал, что, создавая «Лавр», он старался абстрагироваться от своих качеств филолога. Потому что «роман пишется душой, а не головой».
- Не обязательно хорошо писать, важно хорошо чувствовать. Это то, о чем говорил еще Пушкин, «способность облиться над вымыслом слезами», - цитирует поэта Водолазкин.
По словам Евгения, «Лавр» - это авангардный роман. Окунувшись в средневековую Русь, автор показывает тот тип отношения к действительности, которого нет в современном мире. Современность тоскует по этому типу.
- Кроме ожидания конца света, в книге нет исторических событий. Это не история времени, это история души, - говорит о «Лавре» автор. – Когда у меня спросили, есть ли в этом романе что-то автобиографическое, я ответил: «Вы имеете в виду святость? Конечно, нет!». Я не святой. Может быть, немного юродивый.
Рассказывая о создании «Лавра», Водолазкин отметил, что для него это совершенно удивительный текст. Автор вовсе и не собирался его писать.
- Идея пришла тогда, когда я почувствовал в себе некую профессиональную деформацию. За все годы моей работы Древняя Русь стала для меня повседневностью наравне с реальным миром. В своей жизни я прочитал текстов на древнерусском больше, чем на русском. Ведь это уникальный опыт. И я решил этим опытом воспользоваться, написав роман «Лавр».
В конце встречи Водолазкин прочитал небольшой отрывок из своей книги, ответил на вопросы читателей и поблагодарил библиотеку им. Маяковского за радушный прием.
ФОТО Ильи ДЕМИДОВА
Пока без комментариев