МУЗЫКА ПАМЯТИ
Юлия ПРЯНИКОВА, 2 сентября 2014
С годами люди меняются, взрослеют, лысеют; одежда выходит из моды, дома продаются, машины ломаются, а дети женятся. Только одна вещь остается с нами навсегда. Она, словно губка, впитывает все события, окрасившие жизнь в тот или иной цвет. Память – это бездонный сундук, аптечка, «где случайно можно получить и успокоительное, и опасный яд». Именно эти слова Марселя Пруста французский режиссёр Сильвен Шомэ использует в качестве эпиграфа к фильму «Мой Аттила Марсель».
Так, уже на первых секундах киноленты художник говорит о важности воспоминаний и тем самым намекает на смысл фильма, а заодно объясняет половину названия картины. Вторая часть — «Аттила», очевидно, является отсылкой и к французской песне «Мой Аттила Марсель», и к храброму предводителю гуннов, жившему еще в пятом веке. Довольно странное на первый взгляд сочетание Пруста и знаменитого воина неслучайно.
Главный герой фильма, тридцатитрехлетний Поль, в два года потеряв родителей, живет в компании двух аристократичных педантичных тетушек и большого пианино. Жизнь музыканта, который в душе так и остался двухлетним ребенком - он так и не заговорил после смерти родителей – напоминает круг: квартира, постоянно «временно» сломанный лифт, парк, любимое печенье и танцевальная школ, где он аккомпанирует тетушкам. При этом у Поля присутствует и душевная тонкость, и сильный характер, для проявления которого нужно всего лишь суметь разобраться со своим прошлым. Одинокая соседка, всегда мечтавшая жить в прекрасном саду и потому высадившая у себя на балконе целый огород, ее волшебный травяной чай, проигрыватель пластинок и музыка, которой пропитано все вокруг. А каков ваш рецепт счастья? Действительно, случайная встреча с мадам Пруст заставляет Поля заглянуть внутрь себя, поймать воспоминания, словно рыбу за хвост, пристально вглядеться в них и навсегда потопить в памяти те, что не дают ему двигаться дальше, «жить своей жизнью».
Некоторые эпизоды в картине могут казаться абсурдными или чересчур гротескными, но не стоит забывать творческое прошлое Сильвена Шомэ. Французский художник, прежде всего, мультипликатор, известный по работам «Трое из Бельвилля», «Иллюзионист», а значит, для него возможно все. Его сюжеты, образы, декорации как бы пришли из грез, фантазий и снов под шум дождя и музыку укулеле. Так, Поль будет чистить зубы не щеткой, а стеблем спаржи, а на конкурсе фортепианного мастерства ему будут аккомпанировать плюшевые лягушки из детской передачи. Однако пугаться такого буйства фантазии не нужно: у Шомэ вымышленное и реальное уравновешивают друг друга, образуя тонкое полотно метафоричности, так же как это было в фильме «Париж, я люблю тебя», в котором французский режиссер дебютировал с романтической новеллой «Tour Eiffel» о трогательной любви мимов.
«Мой Аттила Марсель» - это настолько иносказательная история, что метафоры здесь буквально «овеществляются»: родителей Поля убило то самое фортепьяно, которое сейчас отравляет жизнь их сына, а своеобразным символом мадам Пруст стало большое дерево, под кроной которого беззаботно играют дети. Одинокая, она всех одарила своей любовью, и даже после смерти через таинственный инструмент укулеле мадам Пруст продолжает посылать людям аккорды добра и свободы.
Играя по правилам анимации, Шомэ не только овеществляет своим метафоры, но и превращает героев в скорее карикатурные персонажи мультфильма: старушек, близнецов, собак. Безусловно, каждый герой по-своему ярок и характерен, но очевидно, что он всего лишь фигурка на мольберте Шомэ.
И выходит из-под кисти французского художника тонкая, мелодичная и невероятно французская картина. Фильм об одиночестве и дороге к собственному сердцу, полный грусти, но грусти светлой. А в ответ душа вдумчивого зрителя обязательно откликнется своей особенной музыкой.
Пока без комментариев