ЖИВАЯ МЕРТВЕЧИНА
Марат ШАБАЕВ, 5 сентября 2014
Совсем недавно в прокате отгремел фильм «Поддубный» Глеба Орлова – биографический фильм о непростой судьбе известного русского борца. Корреспондент «Первой линии», впечатлившись количеством байопиков на отечественном экране, решил описать становление и быт этого киножанра.
В прошлом году шесть «Золотых орлов» (награда «Национальной Академии кинематографических искусств и наук России»), в том числе и за лучший фильм, получила «Легенда №17» (Николая Лебедева). Конкурентами фильма были такие картины как «Сталинград», «Горько», «Ку! Кин-дза-дза» и «Географ глобус пропил». Победа же биографического фильма становится знаковой и определяет то, какой жанр у российских киноакадемиков считается приоритетным и почетным.
Интересно заметить, что сборы «Легенды» в кинотеатрах почти в три раза превышают ее бюджет, то есть фильм окупился с лихвой, чего нельзя сказать о всех современных российских фильмах. То есть не только чиновники от искусства оценили фильм, но и просто зритель свою кровную копеечку отдал в копилку российского кинематографа. В чем же секрет успеха кинокартин, основанных на биографиях?
Часть аудитории, преимущественно женской, конечно, привлек Данила Козловский, но дело не в этом. «Легенда № 17» как бы говорит россиянину - «русский долго запрягает, но быстро едет», внушая гордость за советские/имперские/славянские победы нашей страны в прошлом.
Биографическое кино для нас отнюдь не ново: такие фильмы снимали и в советское время. Они были насквозь пропитаны идеологическом соком, опьяняющим и одурманивающим. Чапаев в одноименном фильме братьев Васильевых 1934 года был истинным советским суперменом, человеком, на которого все должны равняться и гордиться им.
Еще большим идеологическим пафосом заряжена биографическая дилогия Михаила Ромма "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Фильмы, снятые в 1937 и 1939 годах, были нацелены на то, чтобы оставить в сознании советского народа живой образ вождя мирового пролетариата, образ, в котором Ленин существует в многочисленных своих изваяниях до сих пор. Если вдруг кому-то его мумия в Мавзолее покажется не достаточно живой.
Снимали не только о революции и Гражданской войне, но и героях, которые давно и прочно прописались в учебниках по истории. Не секрет, что «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна снят по заказу Кремля и Сталина лично. Вождь трепетно относился к противоречивой личности царя, которая во многом схожа с личностью самого Сталина. Поэтому первая серия фильма несла в народ простые истины: жестокость и деспотизм всегда оправдывается заботой о будущем своего Отечества, общество должно быть сплочено, чтобы не пропустить тлетворное иностранное влияние. За свою правильность первая серия фильма была удостоена Сталинской премии, а вот вторая снятая часть вышла в свет только спустя 13 лет, так как была «менее правильной». Иван Грозный, мол, погряз в гамлетовских страданиях, а опричники, защитники всея Руси, слишком похожи на членов Ку-Клукс-Клана.
В годы послевоенных пятилеток снимались небольшие фильмы про стахановцев. Байопики нулевых возродили в себе этот запал раннесоветской пропаганды, однако сменили советский пафос на более мягкий – патриотический. Однако еще нужно постараться, чтобы найти пять различий между идейной лозунговостью кинематографа раннесоветского и патриотизмом современного.
Русские байопики – всегда о самых лучших, достойных. Про Юрия Гагарина, первого в космосе, фильм сняли в 2013 году. Он, правда, провалился в прокате, не собрав и четверти затраченных на съемку денег. Про Достоевского снимали и сериалы, и фильмы. Мэтр советского кино Александр Митта снял фильм про художников Шагала и Малевича. Фильм «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли был номинирован на Оскар. «Лев Толстой» Сергея Герасимова, вышедший в 1984 году, тоже уже стал хоть и мало известной, но классикой кино. О вкладе Сергея Безрукова в русский байопик вы сами всё знаете: он и на гитаре вам сыграет, и воспоет в стихах рязанскую рожь, и стреляться пойдёт, не выдержав позора мелочных обид.
Зарубежные байопики чаще всего работает по другой схеме. Культовую личность низвергают до уровня простых смертных, показывая его недостатки, страсти и терзания.
В «Тайнах “Ночного дозора”» (2007) Рембрандт погружается в грязь жизни с головой, а не ходит по ее поверхности. Режиссер показывает извращенную личность художника, не пририсовывая нимбов. Моцарт в «Амадее» (1984) представлен легкомысленным сластолюбивым дурачком в парике. Одиозный директор ФБР Гувер в одноименном фильме (2012), сыгранный Ди Каприо, носит кружевное белье и женское платье.
Согласитесь, трудно представить себе нечто подобное у нас. А ведь пытались. Режиссер Кирилл Серебренников планировал снять байопик о Чайковском. Однако государственное финансирование проект лишился, когда стало понятно, что Серебренников собирается освещать нетрадиционную ориентацию композитора. Облекли отказ, впрочем, в формулировку, что коммерческий успех проекту не грозит.
Сглаживание углов и замалчивание некоторых фактов в российском байопике – дело привычное. Это было в «Легенде № 17», в «Высоцком», но интереснее всего рассмотреть это на самом свежем примере – фильме «Поддубный». Это действительно неплохая драма, несмотря на то, что режиссер Глеб Орлов до этого снял только один фильм «Наша Russia. Яйца судьбы». Но не художественная сторона вопроса в данном случае интересна.
В фильме Иван Поддубный – простой сельский казак, которому судьба ставит только подножки. Французские судьи – продажны, в Америке ему, как он говорит сам, душно. Душа пожилого борца ближе к концу фильма все равно рвется домой, но что с ним произойдет там, создатели скромно умалчивают. А произойдет следующее: заслуженный артист РСФСР и мастер спорта СССР умрет в послевоенные годы от голода и нищеты. Вынужденный продать все свои награды, он попросит помощи у Ворошилова, но ответа так и не дождется.
Так и подменяется потихоньку история. Зрители верят в кино, а оно просто обходит вниманием то, что может как-то бросить тень на славное прошлое страны. Возможно, причина подобной режиссерской избирательности в следующем: если снимать всё, как есть, то государственной поддержки фильм может не получить, а без нее снять фильм попросту оказывается невозможным.
Современный русский байопик конструирует свою, особенную реальность, поддерживаемую Фондом кино и Министерством культуры. Это даже не биографические фильмы, а живые трупы, которые ходят и передвигаются и симулируют жизнь только за счет вливания госсредств. В ближайшее время нас ждут фильмы и сериалы о Павле Дурове, Фаине Раневской, Распутине и Кашпировском.
Фото - www.kinopoisk.ru
http://www.kinopoisk.ru/picture/1550287/
http://www.kinopoisk.ru/picture/2442592/
Пока без комментариев