НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ
Марат ШАБАЕВ, фото www.imdb.com, 3 октября 2014
1 октября начался Санкт-Петербургский Международный Медиа Форум. Фильмом открытия стала новая работа «модного» канадского режиссера Ксавье Долана «Мамочка». В российский прокат фильм выйдет 13 ноября.
Ксавье Долан, не так давно ходивший в вундеркиндах (свой первый фильм он начал снимать, когда ему и двадцати не было), уже перерос этот, наверное, приятный титул. Сейчас ему 25, а его пятый фильм «Мамочка» получил в этом году в Каннах, где впервые участвовал в главной конкурсной программе, приз жюри, который он разделил на двоих с французским классиком кино Годаром. Поэтому и оценивать эту работу стоит уже не как юношескую, а как более зрелую.
Говоря об «обёртке» новой картины канадца, нельзя не упомянуть про соотношение кадра 1:1 (критики изощряются в остроумии: «айфон-фильм», «инстаграм-фильм»), которое является «фишкой» картины. Это действительно к месту и выглядит оправданно. Сужение пространства приводит к тому, что на экране мы видим в основном только персонажей. Их распирает от эмоций, порой кажется, что им трудно даже дышать в столь узком мире – и тогда кадр эффектно раздвигается, впуская в себя их мечты и надежды.
В какой-то мере Долан пытается дважды войти в одну и ту же реку: тематически «Мамочка» похожа на его дебют («Я убил свою маму»), вот только в этот раз режиссер впервые за свою карьеру отказывается от столь близкой ему ЛГБТ-тематики, заостряя свое внимания на взаимоотношениях Матери и Сына.
Сюжет фильма зачем-то помещен в недалекое будущее, фантастическую Канаду-2018, но быт героев фильма говорит скорее об обратном – кто уже сейчас, в 2014, слушает диски? Да и музыкальное сопровождение, которое режиссер всегда подбирает сам, машет нам рукой то ли из нулевых, то ли из 90-х.
Хорошо это или плохо, но режиссер упрямо тащит за собой актрис из фильма в фильм. Энни Дорвал, исполняющая роль мамы, уже играла ее в дебюте Долана; Сюзанн Клеман, которая в «Мамочке» предстает в образе застенчивой соседки с непонятным душевным кризисом, тоже играла в других фильмах режиссера. Только Антуан-Оливье Пилон, сын главной героини, появляется у Долана относительно впервые (за плечами эпизодическая роль в драме «И всё же Лоранс»).
К актерам, кстати говоря, претензий никаких быть не может – они смотрятся органично и прекрасно дополняют друг друга. Эмоции бросаются из одной крайности в другую, камера заглядывает в лицо каждому участнику этого странного не совсем любовного, но всё же треугольника. При этом всём вряд ли зритель сможет уловить какие-то нотки фальши или наигранности.
К сожалению, насколько Ксавье Долан хорош как режиссер, настолько он плох как сценарист. Первые два его фильмы были больше похожи на клипы, третий, «И всё же Лоранс», к концу своему проседал под собственной почти трехчасовой тяжестью. Предыдущий фильм «Том на ферме» – единственный, который канадец ставил не по оригинальному сценарию, и это было заметно, слишком уж связанно и внятно была рассказана история. «Мамочка» идет одновременно и по пути «Лоранса» (к концу просмотра двухчасового с хвостиком фильма становит немного тяжело от всех этих сюжетных поворотов) и по пути ранних фильмов Долана (клиповая манера съемки, увы, затмевает смысловое наполнение).
Завязка сюжета изначально не предполагает никакого убедительного финала этой истории, хотя зритель вправе на это рассчитывать. Долан тем временем чересчур увлечён эмоциями и расстановкой песен в правильном порядке по ходу фильма. Даже точка, поставленная режиссером, превращается в запятую: в итоге трудный подросток, попавший под конец картины в психиатрическую больницу, сбегает от санитаров под песню Ланы Дель Рей «Born to die». Что это, дурновкусие и пошлость или большой стиль?..
Пока без комментариев