ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ВОСПОМИНАНИЙ
Виктор НЕПША, фото imdb.com, 13 октября 2014
10 октября в Санкт-Петербурге показали документальный фильм «20 000 дней на земле», посвященный фигуре австралийского писателя и музыканта Ника Кейва. Закрытый показ прошел в рамках кинофестиваля «Начало».
Название картины связано с юбилеем музыканта. Именно столько дней исполнилось Кейву на момент выхода последнего альбома в феврале 2013 года. В Россию фильм дошел к весне 2014 года, и только в Москву. Наконец, картину увидели и в Петербурге.
Фильм представляет один день из жизни Кейва. Правда, при просмотре становится понятно, что этот день столь же вымышлен, сколь и реален. Музыкант просыпается утром, работает над новыми текстами, размышляет о роли творчества в своей жизни за кадром. Затем с неохотой выбирается из дома и весь остаток дня путешествует, предаваясь воспоминаниям в совершенно разных местах, начиная с кабинета психолога и заканчивая домом друга и соратника по группе Уоррена Эллиса.
Лейтмотив фильма появляется в самом начале, когда психолог спрашивает у Кейва: «Чего вы боитесь больше всего?» На что тот отвечает: «Потерять память». На протяжении всей ленты музыкант вспоминает различные эпизоды своей жизни: религиозность и наркотическую зависимость (в одно и то же время), рождение детей, концерт Нины Симон.
Во время поездок в машине Кейва появляются люди, сыгравшие значительную роль в его карьере. Например, Бликса Баргельд, 20 лет игравший на гитаре в составе группы Nick Cave and the Bad Seeds, или Кайли Миноуг, дуэт с которой в песне Where the wild roses grow сделал австралийца по-настоящему знаменитым.
Разбавляются все эти сцены студийным и живым исполнением композиций с последнего альбома группы под названием «Push the sky away». В общем, для фанатов музыканта этот фильм – радость и услада души. Детально раскрывается личность угрюмого и замкнутого Кейва, выясняются некоторые детали биографии. Наконец, история с походами в церковь во время героиновой зависимости показывает двойственность внутреннего мира музыканта и поясняет некоторые его поступки. Например, тот факт, почему он внезапно отрастил усы и стал играть гаражный рок во второй половине двухтысячных, а потом так же внезапно вернулся к привычному лирично-меланхоличному звучанию.
Все это интересно для фанатов австралийца, разбирающихся в тонкостях его биографии, но непонятно, как фильм сможет привлечь неискушенную аудиторию. Скорее наоборот, он отпугнет постоянной зацикленностью на личных воспоминаниях музыканта. Кроме того, картина не лишена откровенных недостатков по картинке и звуку. Может сложиться впечатление, что фильм снимали на просроченную пленку. Звук же не совпадает с картинкой, что особенно раздражает в сценах, где Кейв поет.
Фильм не подойдет и для желающих познакомиться с фигурой лидера Bad Seeds с нуля, слишком схематичны все эти воспоминания. Например, фильм начинается с видеоряда, который сжимает всю жизнь музыканта в одну минуту. В конце концов, формы преподнесения информации в фильме тоже не слишком разнообразны: это либо диалоги Кейва с близкими людьми, либо его внутренний монолог.
Во время разговора с другом музыкант сожалеет, что раньше никто не советовал ему укорачивать свои песни. После чего в фильме появляется студийное исполнение самой длинной песни с последнего альбома, Higgs Boson Blues (около 8 минут). Поистине кино, как и сам Кейв, соткано из противоречий.
16 октября фильм выходит в широкий прокат.
Пока без комментариев