English

Информационно-образовательный портал

Роботы в работе маркетплейсов – замена человеку?

Диана Волненко, 9 октября 2021

20 июля интернет-магазин «Ozon» заявил, что сортировка и доставка заказов маркетплейса теперь будут производиться при помощи умных роботов. Компания уже начала заниматься созданием специальной техники в недавно оборудованной лаборатории на территории особой экономической зоны «Иннополис».

Как предприятия и маркетплейсы используют робототехнику

На сегодняшний день это не единственный пример ввода роботизированных устройств в функционирование подобных торговых площадок. Компания «Яндекс.еда», занимающаяся доставкой продуктов и готовых блюд из различных магазинов и ресторанов, сообщила о запуске умных роботов в конце 2020 года, а об их тестировании еще раньше – осенью 2019. Специальное устройство получило название «Яндекс.Ровер» и начало свою работу в городах Москва и Иннополис, причем в столице – только в некоторых районах. Доставку беспилотным роботом-курьером можно выбрать прямо в приложении «Яндекс.еда», а открыть крышку «Яндекс.Ровера», чтобы достать заказ, пользователь способен только с помощью своего смартфона. Техническое устройство поражает своей самостоятельностью: без помощи планирует маршрут, следит за окружающим пространством и легко объезжает препятствия. Передвигается робот примерно со скоростью пешехода и выдерживает вес до 20 килограмм.

Российская государственная компания «Почта России» уже не первый год использует специальные технологичные устройства в работе предприятий, но именно в 2021 году у акционерного общества появился современный логистический центр, который находится в Новосибирской области. Обработка писем и посылок и т.д. там происходят автоматизировано. Цифры довольно высокие: в логистическом центре в сутки сортируется около 1,5 миллионов конвертов и коробок и собирается примерно 30 тысяч заказов для отправки.

Крупнейший в мире американский интернет-магазин «Amazon» начал использовать робототехнику еще в 2012 году после приобретения бостонской компании «Kiva Systems», которую впоследствии переименовали в «Amazon Robotics». По словам представителей «Amazon», роботы повышают эффективность и безопасность в центрах выполнения заказов. Они позволяют хранить на 40 процентов больше товаров, что, в свою очередь, упрощает своевременное выполнение доставки, а также сортировки заказов. Компания убеждена, что робототехника вносит значительный вклад в стремление «Amazon» предоставлять более разумное, быстрое и последовательное обслуживание клиентов.

Почему внедрение роботов необходимо

Не только за рубежом, но и в России внедрение технологичных устройств в производство оценивают положительно. По словам технического директора компании «Ozon», такие инновации позволят уменьшить «затраты на заказ», увеличить скорость их обработки и число товаров на складах, а также повысить продуктивность сотрудников.

Федор Вирин, основатель исследовательского агентства «Data Insight», которое специализируется на рынке электронной коммерции, убежден, что «логистическая инфраструктура чрезвычайно ресурсоемкая, в ней есть огромный простор для автоматизации и робототехники. Даже небольшие изменения в состоянии сделать логистику дешевле и гибче. В этом смысле у «Ozon» есть и ресурсы в виде разработок, и полигон для обкатки результатов, то есть собственная логистика».

Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, считает, что использование роботизированной техники – «это стремление к стабильному качеству и отсутствию брака, а не просто желание сократить фонд оплаты труда».

Изменения на рынке труда

Тем не менее, 21 век не всегда диктует инновационные правила. Так, например, в начале 2020 года, когда пандемия коронавируса только зарождалась, резко вырос спрос на профессию курьеров. Введение самоизоляции привело к тому, что многие люди перешли с привычных походов в супермаркет или ресторан на использование служб доставки.

Сеть магазинов «Перекресток», уже начавшая на тот момент использовать интернет-площадку для торговли онлайн, из-за нехватки работников занималась поиском курьеров даже в социальной сети «Facebook».

7 мая 2020 года Гюванч Донмез, руководитель крупнейшего сервиса доставки еды и продуктов в России «Delivery Club», заявил, что компания впервые вышла на миллион заказов в неделю. «Должен сказать, что работа курьера очень важна, особенно сейчас. Они находятся на передовой» – сообщал представитель «Delivery Club».

Сложно представить, как обернулась бы ситуация с нехваткой сотрудников для доставки в крупных торговых компаниях, если бы, например, «Яндекс.Ровер» уже начал активно использоваться. Многие люди во время карантина потеряли работу из-за сокращений, и профессия курьера, остро необходимая маркетплейсам и другим службам, для кого-то становилась спасательным кругом. С одной стороны, наличие робототехники в подобных компаниях позволило бы сократить время на доставку, с другой – отобрало бы у людей еще одну возможность трудоустройства в сложившейся ситуации.

Роботы не вместо, а для человека

Уже сейчас крупнейшие торговые площадки наглядно демонстрируют новую идеологию: роботы – не замена, а помощник человека. Так, например, «Amazon» управляет 175 центрами выполнения заказов по всему миру. В 26 из них и роботы, и люди вместе собирают и сортируют товары.

Технические устройства взяли на себя определенные обязанности, такие как переноска контейнеров с заказами и транспортировка поддонов по зданиям. Все это упрощает жизнь сотрудников: роботы выполняют менее желательные и более утомительные задачи. Техника собирает тяжелые предметы, чтобы подготовить их к отправке или хранению, а работники компании легко идентифицируют товары вместо долгого поиска их на полках.

Важное преимущество роботов – создание работы. С момента своего появления в 2012 году компания «Amazon» добавила более 300 000 рабочих мест с полной занятостью по всему миру, включая должности в IT, а также в сфере обслуживания и ремонта специальных технических средств. Кроме того, центры выполнения заказов, в которых есть робототехника, часто имеют более высокие показатели занятости, потому что запасы товаров расходуются быстрее, а это требует дополнительных сотрудников.

Как внедрение роботов в компании скажется в будущем

Мария Суханова, аналитик «BCS Global Markets», положительно оценивает внедрение робототехники в различные торговые площадки, так как компании всегда смотрят на различные варианты улучшения инструментов, в том числе доставки до клиентов. В то же время Суханова не ждет существенного эффекта от инициативы в ближайшем будущем – инновации такого рода требуют времени, но в долгосрочной перспективе они могут быть выгодны предприятию.

Rating 5 Просмотров: 2570

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.