English

Информационно-образовательный портал

Швейный бизнес в России: что не так, и что делать

Евгения Печерских, 30 сентября 2022

Швейное производство – одно из самых недооцененных в России. В связи с уходом зарубежных брендов, отечественные марки одежды, с одной стороны, получили новые возможности для развития, а с другой – столкнулись с нехваткой рабочих рук и устаревшими технологиями. Недостаток молодых специалистов, работающих по современным методикам, делает пошив одежды очень дорогим, из-за чего многие российские бренды сотрудничают с иностранными цехами. В преддверии нового сезона в мире моды Санкт-Петербургской недели моды рассказываем о подноготной сферы одежды в России и узнаем мнение изнутри.

Почему шить в России – дорого?

Одна из причин – дефицит кадров. Многие учебные заведения, в которых обучали портных, были закрыты, а в наше время мало в каких колледжах и университетах учат так, чтобы на выходе выпускник мог сразу устроиться на работу. Из-за недостатка квалифицированных и опытных специалистов страдает сам швейный бизнес, так как им становится тяжело управлять, и многие производства разоряются.

Молодёжь в профессии не заинтересована. Сейчас почти не встретишь человека, который после школы мечтает стать пойти на швейную фабрику. Связано это с не самыми высокими зарплатами: по данным Город.Работ.ру средняя заработная плата швей в России на 2022 год составляет почти 45 тысяч рублей. Стоит отметить, что многие предприятия до сих работают на устаревшем оборудовании, а значит что и без того физически тяжелая работа становится ещё сложнее. На государственном уровне швейная промышленность никак не поддерживается, по крайней мере, сейчас.

Ещё одна причина – проблемы с закупками. Почти все российские бренды, которые на слуху у потребителя, покупают ткань из-за границы, то есть в долларах. К нестабильному курсу валюты в последнее время прибавились проблемы с логистикой: доставка материалов стала в разы дороже и сложнее. В России производят ткани, но этого объёма недостаточно для поддержания работы всех отечественных марок одежды. Например, на маркет-плейсе Wildberries около 80% ассортимента одежды составляют российские бренды, но это не значит, что вся одежда отшивается в России.

Где отшивают одежду?

Сотрудничество с Китаем продуктивно не только для российских предпринимателей, но и для европейских. Любому бренду и из люкс-сегмента в том числе, проще самостоятельно разработать лекала, подобрать ткани и фурнитуру, а затем заказать услуги по пошиву у китайского производства. Так выгоднее и быстрее, потому что компаниям не приходится думать о помещении, зарплатах работников и налогах. К тому же, одно и то же изделие в Китае отшивается в разы быстрее, чем, например, в Италии. Об этом рассказывала Екатерина Мамонова, представитель бренда «12storeez», в интервью издания «Моменты» после заявления компании о передаче части производства на аутсорсинг в Китай.

В Китае отлично развита швейная промышленность как минимум потому, что шить там начали еще в V веке до нашей эры. Сейчас же государство активно поддерживает швейный бизнес, так как он важен для экономики страны. В глобальном плане – доля Китая в мировом экспорте текстиля в 2020 году составила 43,5%.

Но в России же всё равно шьют?!

Разумеется, в нашей стране есть предприятия, и их тысячи. Но все они всё ещё не могут обеспечить население качественной одеждой. Как правило, собственные швейные цеха имеют некоторые дизайнерские бренды, так как в этом случае проще объяснить своему человеку, как именно нужно пришить рюши к платью, чем пытаться донести идею до подрядчика. Большинство швейных фабрик работают на заказ. А заказчиков много, начиная от крупных брендов массмаркета по типу Lime и Befree, заканчивая мелкими локальными брендами. Швейный цех может также принимать госзаказы: например, на пошив спецодежды. В общем, без работы швеи не сидят.

Не стоит забывать и про такую сферу швейного бизнеса, как ателье. Зарплата там выше, чем на фабриках: на 2022 году она составила 58 тысяч рублей по данным Город.Работ.ру. Многие студенты, решившие связать свою жизнь с швейным делом, идут работать именно туда. Это хорошая возможность научиться новым хитростям у опытных портных и отличный старт, чтобы в будущем создать собственный бренд. Мы поговорили со студенткой СПбГУПТД направления «Дизайн костюма» Полиной Зелецкой о работе ателье и узнали её взгляд на швейный бизнес изнутри.

– Как бы ты оценила уровень развития швейного производства в России?

– Я бы сказала, что уровень развития производства в России средний. Конечно, дизайнерские вещи у нас востребованы не так сильно, как в Европе, но, тем не менее, одежду у нас создают, и она носится. Есть бренды, которые пользуются популярностью и нуждаются в поставках. Я сейчас работаю в ателье по пошиву одежды, с командой мы успеваем сшивать довольно большие объёмы одежды для каких-то локальных брендов, капсулы для индивидуальных предпринимателей или персональные заказы. Причём за относительно короткий срок, учитывая, что наша команда состоит из семи человек.

– Часто люди обращаются в ателье?

– К нам в ателье люди приходят регулярно, есть много постоянных клиентов. Как правило, когда человек находит своего мастера по пошиву, он у него и остается. Разумеется, популярен пошив по меркам. Одежда по собственным параметрам удобнее и лучше во многих смыслах. Это только твоё изделие, которое сшили специально для тебя, учитывая предпочтения и особенности фигуры. Чаще всего наши заказчики — это девушки с доходом, как правило, выше среднего. Им интересно найти какие-то эксклюзивные и более качественные ткани, чтобы их вещь была уникальной. Существуют даже ткани, которые создаются индивидуально на предприятии специально под запрос заказчика. Это, конечно, редкость.

– Как обстановка в мире и санкции повлияли на работу частных ателье?

– В ателье я работаю портной, и для меня всё осталось также: изменения минимальные. Мы работали и работаем с российским рынком, и наши клиенты остались с нами. С этой точки зрения ничего не изменилось. Подорожали ткани, но и здесь много факторов: какая это ткань, откуда её привезли, какой у неё состав и в целом качество. Ткани, которые были на складах, остались по той же стоимости. Многие магазины старались удерживать цены, чтобы сохранить клиентуру.

– Каких профессий на твой взгляд не хватает швейному бизнесу?

– Мало грамотных технологов и конструкторов. Это довольно сложные профессии, и этому нужно обучаться в университете. На конструктора ещё можно как-то обучиться в колледже, если там преподают опытные практикующие преподаватели. Но технолог – это человек, который влияет на весь процесс: он следит за производством, за разработкой всего конструкторского дела, проверяет лекала и сам их создаёт. Он должен сам хорошо разбираться в швейном деле, чтобы контролировать работу. На эту профессию нужно иметь университетское образование, но даже там не дают достаточной базы. Поэтому очень мало людей, которые хорошо в этом разбираются, особенно среди молодых. Разумеется, отличные технологи есть среди людей более старшего возраста, но они работают по другим принципам и по устаревшим методам, которые неудобны, и сейчас их никто не использует.

– Должен ли дизайнер уметь шить?

– Я считаю, что да. Многие начинающие дизайнеры считают, что уметь делать эскизы достаточно для того, чтобы создать бренд. Но если дизайнер не умеет шить, то он не будет понимать как создать свою вещь, а значит и не сможет объяснить конструкторам и портным, что от них требуется. Не каждый эскиз возможно физически отшить, а нарисовать можно всё что угодно.

– Какие сейчас условия для создания собственного бренда одежды?

– Разумеется, важно всегда развиваться. В основном это не просто открыть точку, нужно презентабельно себя показать. Среди дизайнеров много конкурсов, диджитал-проектов и онлайн выставок. У Санкт-Петербургской недели моды также есть свой конкурс, выиграв который можно стать участником SPbFW (Санкт-Петербургская неделя моды – прим. ред.). Так и начинают развивать свой бренд: где-то показался, где-то выступил, с кем-то познакомился. Ну, и соцсети развивать тоже важно, разумеется. Когда о тебе узнают много разных людей, у тебя становится больше заказов и потихоньку набирается своя аудитория. Как я уже говорила, дизайнеру важно уметь шить и в целом знать все этапы создания вещи. У меня есть свой начинающий бренд «Posko». Я сама полностью создаю коллекции: начиная с создания эскизов и моделирования лекал до раскроя и пошива. Помогает опыт работы в ателье. Там я научилась быстро шить и узнала новые приемы, которые не только ускоряют работу, но и повышают ее качество. Обучаясь самостоятельно на дому невозможно узнать всех хитростей. В ателье же ты узнаешь, как можно подшить удобнее, красивее. Всё это очень помогает, когда создаёшь свой бренд.

Иллюстрация: Анастасия Федосеенко

Rating 5 Просмотров: 1393

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.