Как открыть свой киноклуб: опыт двух подруг
Елизавета Нечаева, 2 марта 2023
Арт-центр «Пушкинская-10» – это многоквартирный дом в центре Петербурга, где находятся мастерские художников, галереи нонконформистского искусства, музеи, посвященные культуре второй половине XX века. Именно в этом месте полтора года назад открылся киноклуб «Картинка движется». Проект был запущен студентами Санкт-Петербургского Института Культуры в рамках учебной практики без какого-либо начального капитала. Теперь Юля Обломова и Ася Спиридонова просвещают петербургских киноманов и зарабатывают на любимом деле деньги.
Ася – искусствовед, закончила СПбГИК, сейчас учится в СПбГУ на арт-критика
Юля учится на последнем курсе СПбГИК на менеджера по социально-культурной деятельности
«Я давно хотела организовать киноклуб. На начальном этапе нас было двое – я и мой одногруппник Игорь. Он договорился о практике в арт-пространстве "Пушкинская-10", и руководство разрешило делать все, что нам интересно. Тогда и появилась идея киноклуба.
Сперва мы решили найти ведущего – человека, который разбирался бы в кино и мог о нем рассказать, составлял репертуар, общался с гостями после просмотра. Я предложила эту роль старой подруге Асе, которая закончила факультет искусствоведения и делала свой подкаст о кино "Дети синематеки"», – рассказывает Юля Обломова, организатор киноклуба «Картинка движется».
Первым показали фильм «Блю» – на экране полтора часа мелькали ультрамариновый синий, субтитры и звучал закадровый голос. Руководство арт-центра предоставило для показа «Арт-буфет» – бар на последнем этаже «Пушкинской-10». Ася и Юля вспоминают, что там было тесно, люди ходили туда-сюда и мешали просмотру.
На показ пришли несколько одногруппников Юли и Ани, компанию составили посетители бара. Аудитория оказалась не готова к экспериментальному кино: люди хотели просто выпить и отдохнуть, поэтому обсуждение толком не шло. После этого руководство арт-центра сменило площадку для киноклуба. Показы начали проходить в «Арт-Лиге» – выставочном зале, где было просторно и светло. Позже киноклуб переехал в пространство «Самиздат», посвященное феномену подпольного создания и распространения литературы в СССР.
Развитие проекта
После неудачи с фильмом «Блю» девочки стали меньше показывать экспериментальное кино и учились чувствовать аудиторию, говорить с гостями:
«Сначала люди боялись высказываться. Тогда Юля или наши друзья что-то выкрикивали из зала, чтобы подтолкнуть других людей начать обсуждение. Сейчас стена между спикером и аудиторией становится все тоньше. У нас сформировалось комьюнити кинолюбителей, появились "постоянники", которые готовы смотреть с нами совсем "непотребство", например, откровенные фильмы Гаспара Ноэ и Ларса фон Триера», – объясняет Ася Спиридонова.
Сейчас у девочек мощный дорогой проектор, который предоставил им арт-центр. Они не платят за аренду, поскольку привлекают аудиторию на Пушкинскую с помощью своих кинопоказов:
«Я вчера дописала курсовую о том, как наш киноклуб увеличивает приток аудитории в арт-центр», – делится Юля Обломова. – «Нас тут любят. Местные жители говорят, что на Пушкинской давно не было “молодой крови”. Даже PR-директор Ксения, руководитель практики, довольна нашей работой. В среднем наши мероприятия собирают по 15 человек, в то время как другие лекции и экскурсии – по 2-3 гостя».
Первое время киноклуб работал без билетов, только за донаты. Позже вход стал стоить 100 рублей, спустя полтора года 250: «Конечно, цены будут расти, потому что люди проводят у нас по пять часов, а еще мы приносим чай и сладости. На последних показах за лучшие комментарии я раздавала книги из своей домашней библиотеки. Кроме того, у нас растет команда», – улыбается Ася.
Киноклуб – это договор с площадкой, продвижение и SMM, контроль за аудиторией, подготовка показа и информации о фильме – огромная работа, которой сложно заниматься вдвоём. Поэтому в команде нас четверо: Юля – организатор, Ася – спикер, Рита – фотограф и Юлиана – эсэмэмщик.
Картинка движется
Показы в киноклубе проходят по следующей схеме: сначала Ася рассказывает о режиссере, его биографии и фильмографии, потом все смотрят кино, а в конце зрители обсуждают картину.
«Такие кинотеатры, как “Родина”, “Аврора”, “Дом кино”, “Outcinema”, на наш взгляд, часто показывают картины, вышедшие за последние пятнадцать лет. Мы считаем, что надо знакомить людей с более старыми фильмами, делаем акцент на них», – рассказывает Ася. – «Обращение к ретро-тематике – это способ исследовать опыт прошлого, который может помочь разобраться в проблемах настоящего».
Во многих киноклубах центром обсуждения становятся герои, их взаимодействия, преображения, сюжет. Асе же хочется больше говорить о визуальной составляющей, творческих приемах. Эта концепция связана с названием киноклуба – «Картинка движется».
Ася и Юля радуются, что руководство арт-центра на Пушкинской никак не вмешивается в составление программы для киноклуба. Ася старается делать прокат неоднотипным: «Мы включаем в программу фильмы из разных регионов, разных жанров. У нас есть правило, что мы не показываем несколько картин одного режиссера (исключением был Бертолуччи). Ведь есть много авторов, которых незаслуженно мало смотрят, о них не принято говорить. Мы считаем, что их картины должны присутствовать в актуальном дискурсе, например, непопулярные фильмы Антониони и Бертолуччи, картины Вонг Кар-Вая и Кассаветиса».
Светлое будущее
У девочек много планов на будущее. Как говорит Юля, они хотят сделать мерч, увеличить доход, вложиться в таргет: «В наших мечтах вырасти до небольшого медиа, когда-нибудь съехать с «Пушкинской-10» и сделать свой собственный мини-кинотеатр. Но если говорить о целях на ближайшее время, то мы хотим переработать репертуар, ведь последнее время наши гости просят показывать больше отечественных картин. Еще собираемся писать тексты в наш паблик. Есть идея устраивать показы с приглашенными спикерами. Мы не пойдем к знаменитостям из мира кино, нам нужны люди другого подхода, с неформальным взглядом на жизнь. Например, мы хотим показать фильм «Детки», где приглашенным спикером будет наш знакомый скейтер, очень харизматичный человек. Он рэпер, занимается монтажом фильмов. Кроме него у меня есть знакомые из музыкальной андеграундной тусовки Питера. Короче, будет интересно».
«Кинематограф – глобальное искусство, оно не рассчитано на экран смартфона. Многие фильмы, которые производили до 80-х даже к телевизионному формату не подходят. Все смотрели кино, все ходили в кино. Надо возвращать людей к просмотру фильмов на большом экране» – Ася Спиридонова, спикер киноклуба «Картинка движется».
Пока без комментариев