English

Информационно-образовательный портал

Отмена Болонской системы образования – хорошо или плохо?

Серафима Сердюкова, 24 октября 2023

Разбираемся, что дал нам европейский подход к образованию, и чем обернётся отказ от него.

В России образование всегда было горячей темой. Чему и как учат наших детей с неменяющимся интересом обсуждают все – от журналистов и лидеров мнений до пенсионеров, ностальгирующих по былым временам. Если раньше реформа образования стабильно была чем-то вроде грёз – сейчас стала вызовом времени. Выясним, что предлагают взамен Болонской системы, и как идёт «перестройка» – если вообще идёт…

Кто и зачем придумал Болонскую систему?

В 1998 году в Париже на встрече в честь 800-летия университета «Сорбонна» министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании подписали Сорбонскую декларацию. В ней были определены единые стандарты европейского образования. Спустя год, 19 июня 1999 года, в Болонье, где расположен старейший в Европе университет, министры образования уже 29 стран подписали Болонскую декларацию о создании «Зоны европейского высшего образования». Главная цель – построить единое общеевропейское пространство, внутри которого свободно могут перемещаться и студенты, и преподаватели.

Коротко говоря, Болонская система задумывалась как инструмент мобильности внутри учебного заведения и за его пределами. Именно она подарила студентам стран-участниц возможность поступать в магистратуру на новое направление, отличное от бакалавриата, учиться по обмену в другой стране и самостоятельно выбирать модули – более узкие предметы для изучения в рамках специальности. Всё это стало возможным из-за принятия единого стандарта, который подразумевал трёхступенчатое образование (бакалавр-магистр-аспирант) и общую систему оценки знаний. Так появились кредиты – зачётные единицы. Один кредит равен примерно 30 часам обучения. Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать 180-240 кредитов, магистра – ещё 90-120. Кредиты не могут быть утеряны, они не устаревают, и их принимают во всех европейских вузах. По замыслу, общепринятый стандарт качества образования также должен был облегчить трудоустройство студентов внутри страны и за рубежом. В начале 2022 года в Болонской системе состояли 49 стран, включая Россию и многие государства постсоветского пространства.

Аршином общим не измерить

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году, а в 2007 приняла деление на бакалавриат и магистратуру официально. Такой подход с трудом сочетался с уже привычным специалитетом. До сих пор некоторые российские вузы сохраняли пятилетние программы обучения. Не все начали выдавать дипломы европейского образца, отличающиеся от советских указанием количества учебных часов. Словом, насколько европейские стандарты прижились в России, судить сложно. Они и изначально не всех обрадовали, а теперь, по словам некоторых лидеров мнений, вообще стали вредоносными.

Специальная военная операция сильно испортила отношения между Россией и Западом. В апреле 2022 года Россия и Белоруссия лишились представительств в структурах Болонского процесса. В конце мая глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонскую систему «пережитком прошлого» и объявил о необходимости создания новой уникальной российской системы образования. А в начале 2023 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию озвучил свои тезисы на этот счёт: надо вернуться к традиционной подготовке специалистов сроком от 4 до 6 лет и с возможностью поступления в магистратуру и аспирантуру, если профессия требует узкой специализации, а длину обучения для каждого направления рассматривать отдельно.

Тотчас обострилась общественная дискуссия. По словам представителя МИД Марии Захаровой, отмена Болонской системы только к лучшему: предполагаемой стандартизации всё равно не произошло, и российские дипломы не получили должного признания в мире. А председатель Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский заявил, что «поощрять утечку мозгов больше никто не собирается». Важно понимать, что Болонская система, обеспечивая мобильность, порождала конкуренцию не только между отечественными вузами, но и между учебными заведениями по всему миру. Теперь же, как подчеркнула Екатерина Шульман в мае 2022 года в эфире You-Tube-канала «BILD на русском», российские вузы могут не опасаться, что после 4 лет бакалавриата студент захочет продолжить обучение в другом университете или вовсе уедет за границу. Для управленцев это очевидное преимущество и обеспечение стабильного дохода, особенно учитывая соотношение платных и бюджетных мест в российских вузах.

Есть и оборотная сторона медали: в получении образования за границей были заинтересованы не только российские студенты, но и молодёжь стран Африки, Азии и Латинской Америки. После отмены Болонской системы поток студентов из-за рубежа в российских вузах может сократиться. «Люди заинтересованы, чтобы это образование признавали в других странах, особенно если они вкладывают в обучение собственные деньги», – отмечает в интервью «РБК» Алексей Железнов, научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Среди огрехов Болонской системы, по мнению её противников, – недостаточное количество часов у бакалавров на освоение профессии. Отсюда же недоверие работодателей и отношение к бакалавриату как к незаконченному высшему. Этот феномен имеет историческую подоплеку. Дело в том, что в начале 2000-х, уходя от специалитета, не все вузы правильно могли разграничить уровни сложности нового двухступенчатого образования, а некоторые программы попросту «обрезали». Однако нужно понимать, что за последние 20 лет образовательные программы не раз пересматривались с ориентацией на запрос работодателя. С другой же стороны, при отказе от Болонской системы мы рискуем потерять междисциплинарных специалистов, что было очевидным плюсом при осознанном подходе студентов к получению образования. В новой системе учащийся, получивший степень специалиста, столкнётся с ограниченным списком направлений, которые можно освоить в магистратуре. Словом, переквалифицироваться с инженера на психолога вряд ли получится. Хорошо это или плохо – узнаем от работодателей спустя время.

«Ждём отмашки»

Весь прошлый год общество обсуждало, какой станет новая система образования. По результатам опроса, проведённого на сайте «РИА Новости», почти 60% голосовавших выступали за возвращение к советской системе, ссылаясь на высокое качество подготовки; чуть больше 30% считали, что систему нужно реформировать с учётом лучших традиций, и лишь около 8% предлагали оставить всё, как есть.

Почему возврат к советскому одноуровневому образованию – всё же не самое верное решение, в образовательном сообществе объясняли по-разному. Для начала, объём научного знания сегодня так велик, что уже не помещается в 5 лет обучения. Технологии развиваются слишком быстро, чтобы предсказать, какие навыки будут предпочтительны при приёме на работу. Теперь студентам и вузам важно иметь пространство для манёвра. В этой связи эксперты говорили и о новой системе «2+2+2», – при которой студент каждые два года может выбирать более узкую специализацию, – как о достойной замене Болонской. Но, судя по всему, нововведения будут отличными от прогнозов, и уж точно не такими гибкими, как ожидалось.

Указ о реализации пилотного проекта реформы высшего образования Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Планируется, что новая система объединит в себе всё лучшее и будет представлять синтез советского и европейского подходов. Пока что изменения на себе опробуют только 6 российских вузов. Участниками проекта стали московские МАИ, МИСиС и МПГУ, а также Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта и Национальный исследовательский Томский государственный университет. Система предусматривает так же три уровня образования – базовое высшее (со сроком обучения от четырёх до шести лет в зависимости от направления), специализированное (от года до трёх лет) и профессиональное – аспирантура. По новым правилам студенты, закончившие обучение по программе специалитета, смогут поступать в магистратуру и на бюджетные места в том числе. Это важное уточнение, ведь, согласно действующему законодательству, выпускники, получившие диплом специалиста после 2012 года, могут продолжить обучение только на платной основе: магистратура в этом случае рассматривается как второе высшее.

В пилотном проекте реформы есть сходства с системой образования в Китае, на опыт которого ещё весной 2022 года ссылался замглавы Минобрнауки Пётр Кучеренко: «Модернизация национальной системы образования не означает её изоляции. Например, такие страны, как Китай и Индия, никогда не были участниками болонского процесса, однако это не мешает им признавать образование, полученное в других странах, при этом успешно развивать своё собственное образование». В Китае студенты учатся 4 года в бакалавриате, 2-3 в магистратуре и 3-4 в аспирантуре.

Тем не менее, большинство учебных заведений России пока работают по старым правилам и «ждут отмашки», поделился председатель учебно-методической комиссии СПбГУ по направлению «Журналистика» Сергей Курушкин:

«Главная интрига лично для меня – сколько будут учиться журналисты и специалисты по рекламе и PR после перехода на эту систему. В проекте реформы прописан срок от 4 до 6 лет на базовом уровне и от 1 года до 3 лет на специализированном. Конечно, 9 лет мы готовить специалистов не будем, но переход на систему "5+1" вполне реален. Нам, возможно, предстоит подумать, как расставить акценты в новых учебных планах, как не потерять баланс между условно "теоретическими" и "практико-ориентированными" дисциплинами. У нас много хороших наработок, которые мы обязательно заберём с собой в светлое будущее. Никуда не денутся наши замечательные преподаватели, наши контакты с работодателями, желание студентов учиться».

Ясно одно: мы живём в самое подходящее время для того, чтобы научиться с оптимизмом принимать изменения в жизни – будь они какими угодно по масштабу и даже реформой высшего образования.

Rating 5 Просмотров: 138

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.