«Один за всех и все за одного»
Маргарита Павлова, 11 июля 2024
С развитием технологий у общества появилось больше возможностей получать образование. Теперь, для того, чтобы освоить новую профессию и даже получить диплом о высшем образовании, или аттестат об окончании школы не обязательно посещать учебные заведения. Все можно сделать онлайн, только сессии и экзамены придется сдавать в очном формате. Для многих людей это удобно: параллельно заочному обучению можно работать, посещать другие курсы и так далее. Но если ты учишься дома, то ты теряешь социальное развитие, ведь ты не находишь в учебном коллективе. В этой статье мы рассмотрим значение межличностных отношений в образовании и поймем, как поддержка социальной среды способствует учебному процессу.
О формате онлайн-обучения
Начнем рассматривать эту тему с формата онлайн-школ. Форматы «домашнего» и «семейного» обучения появились уже давно, но стали особо развиваться после пандемии коронавируса 2020 года, когда все учебные заведения были переведены на дистанционный формат обучения. Именно в этот момент некоторые подростки поняли, что учиться так для них удобнее – никуда не нужно ходить и сам выстраиваешь свой график работы. Главное, вовремя сдавать контрольные, самостоятельные и приходить на экзамен в назначенную школу.
Давайте сначала разберемся чем отличается «семейное» обучение от «домашнего». Первый вариант предполагает, что родители полностью отвечают за образование ребенка: он прикреплен к какой-то школе, но не ходит на уроки. Школьник лишь обязан сдать ОГЭ в конце 9 класса, а если он заканчивает 11, то ЕГЭ. Некоторые семьи сдают итоговую аттестацию ежегодно, чтобы убедиться, что ребенок не отстает от программы, но это не обязательно. Второй вариант предполагает, что ребенок также прикреплен к школе и ответственность за его обучение лежит на ней. Учебное заведение должно предоставить ему расписание занятий, педагоги должны приходить к нему домой, выдать учебники и методические материалы. Но такая форма «домашнего» обучения практикуется очень редко. Гораздо популярнее другой его вид: когда школьник прикреплен не к обычной школе, а к онлайн. Одни из самых известных – это «Интернет-урок», которая работает с 2009 года и по их данным, ежегодно в ней учится 20 000 детей с 2014 года. В 2022 году Министерство просвещения России включило эту онлайн-школу в список онлайн-ресурсов, рекомендованных к использованию в аккредитованных школах и колледжах. Своим опытом обучения на «домашнем» обучении поделилась Наталья Бакаева: «Я перешла на домашнее обучение в конце 10 класса по собственному желанию, потому что хотела меньше времени тратить на школу и заниматься исключительно подготовкой к экзаменам, а учеба в онлайн школе давала мне такую возможность, я даже могла пройти всю программу на полгода раньше, что я в итоге и сделала».
Другой тип онлайн-школ – школы для подготовки к экзаменам. Свое развитие они также стали получать в 2019-2020 годах. На сегодняшний день их существует очень много: есть массовые, в которых готовят ко всем предметам. По данным сервиса умного рейтинга «SmartRanking» самой крупной из всех является «Умскул». С 2016 года они выпустили более двухсот тысяч учеников. Многие ребята выбирают такой формат подготовки к экзаменам по нескольким причинам: это удобно, так как занятия проходят онлайн, можно учиться в любом месте, это дешевле, чем занятие с репетиторами. В среднем цена за один месяц обучения по одному предмету составляет 5000 рублей. В эту стоимость входит от 8 занятий – два раза в неделю. Уроки проходят онлайн, в определенное время, в формате вебинара и длятся несколько часов. Для сравнения, хорошие репетиторы, готовящие к ОГЭ и ЕГЭ, берут за одно занятие от 1500 рублей. Исходя из опроса, проведенного мной среди студентов первых курсов различных вузов, 19 респондентов из 58 готовились к экзаменам в онлайн-школе, 12 в ней и также с репетитором. Эти данные подчеркивают популярность такого формата обучения среди молодежи.
Учебный коллектив в онлайн-школах
Когда ребенок дома, он лишен учебного коллектива, так как учится самостоятельно, а не в классе, где 30 человек. Из-за этого он лишается мотивации социума, что может негативно сказаться на его успехах в обучении. «Мозг ленив, сила воли не всем свойственна, а в коллективе страшно выделяться - чтоб не исторгли из сообщества (эволюционная история), поэтому дополнительная мотивация учиться и не «отсвечивать». Ну, и пример заразителен – «все бегут, и я бегу»» - прокомментировала психолог Елена Леонова. Получается, что в коллективе учиться проще, что также подтверждает мой опрос среди первокурсников: 68% участников отметили, что вместе с кем-то им проще учиться, чем в одиночку.
Для того, чтобы решить проблему отсутствия коллектива, онлайн-школы используют различные методы. Я работаю куратором в локальной онлайн-школе для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку Literatura100 и расскажу о них на ее примере. Для того, чтобы ученики, кураторы и преподаватели имели контакт между собой есть несколько чатов. Первый – «болталка», туда ученики могут задать любой вопрос и поговорить на любую тему. На годовом курсе они начинают дружить и потом даже общаются в очном формате. Также есть чат «Вопрос эксперту», в который ученики пишут свои вопросы, касаемо литературы и преподаватели на них отмечают. Так они не лишены контакты с преподавателем и могут получить компетентный ответ. Для того, чтобы ребята также не чувствовали себя одиноко и продуктив коллектива влиял на их успехи, раз в несколько недель проводятся коворкинги. Ученики и куратор собираются на конференции в Zoom, на которой обсуждает актуальные вопросы на ближайшее время. Например, я проводила для них созвон перед первой практикой (первыми сочинениями, которые будут сданы на проверку экспертов) и там мы проговаривали их страхи. После этого ученики писали, что этот зум их замотивировал и практика далась проще.
Еще один метод, которым пользуются ребята, учащиеся дома, для того чтобы было проще мотивировать себя на работу – поиск напарника для совместной учебы. Этот феномен называется Study Buddy. Двое, или больше человек находят себе того, с кем хочет вместе учиться. Не обязательно, чтобы у них были одинаковые задания, важно просто поддерживать друг друга и контролировать процесс обучения. Например, ребята могут пойти вместе в кофейню, сесть за один столик и даже не общаться, а просто вместе открыть учебные задания и выполнять их на протяжении определенного времени. Так ты не можешь отвлечься, ведь напротив тебя сидит человек, который тоже учится и если ты начнешь «халтурить», то станет стыдно. Идея Study Buddy постоянно набирает популярность. Например, в самой популярной группе в ВКонтакте, посвященному поиску напарника для учебы, сейчас 29 300 подписчиков. Участники пишут пост, описывая свои учебные задачи и кого они ищут, а тот, кому это подходит откликается. Также актуальность этого метода обучения подтверждает опрос, из которого я уже приводила примеры выше: 16 респондентов из 58 уже используют эту систему, а 40 хотели бы ее попробовать.
Обучение в школе
Как мы уже говорили, учебный коллектив действительно важен для успешного обучения. Точнее атмосфера в нем. Это подтвердил все тот же опрос: 52 участника на вопрос «Влияет ли на вас атмосфера в коллективе?» ответили положительно, с комментарием, что когда она благоприятная, то им проще учиться. Только 6 респондентов указали, что им все равно в каком коллективе они находятся, а это лишь 10% опрашиваемых. Советский психолог Анатолий Лутошкин предложил классификацию этапов развития детского коллектива. Последний и самый лучший вариант называется «Горящий факел» и предполагает такое взаимодействие: между детьми тесная дружба, отличное взаимопонимание, они чувствуют ответственность не только за себя, но и за других. Так, часто в дружных классах и учебных группах, показатели результатов учеников выше, чем в тех, где такой атмосферы нет.
Иногда даже бывает так, что из-за плохой учебной атмосферы детям даже приходится менять место обучения. С такой ситуацией столкнулась Екатерина Локтева (имя изменено), одноклассники травили ее за нестандартную внешность. Но, несмотря на это, она все равно была отличницей: «Я училась почти всю школу в напряженной и это меня, конечно, закалило. Когда я перешла в частную школу, у меня было три человека в классе и, кстати, мы тоже много ссорились и весь десятый класс мои одноклассницы со мной не общались, но это меня лишь закалило. Но бывают и другие случаи, когда травля коллектива не закаляет, а мешает учебе: «Травля от одноклассников сильно влияла на мое желание учиться. Я не хотела ходить в школу, каждое утро с пятого класса я закатывала истерики. Особенно это обострилось в девятом классе, когда нужно было ещё сдавать первые экзамены. На фоне всего у меня появились проблемы со здоровьем и истерики стали серьезной проблемой. Из-за этого сейчас мне очень важна хорошая атмосфера в коллективе, это сильно влияет на меня, мою посещаемость и эмоциональное состояние. В хорошей компании сразу настроение поднимается, присутствует поддержка, и какие-то локальные мемы и так далее» - поделилась Наталья Краевская (имя изменено).
Отношения с учителем
На успехи в обучении влияет не только атмосфера в коллективе, но и отношения между учителем и учеником. Бывают ситуации, когда учитель мотивирует заниматься предметом, заинтересовывает в нем. Так произошло у Арины Андреевой: «На курсах по подготовке к ЕГЭ по обществознанию моя преподавательница похвалила меня при всей группе. Она сказала, что я ее «правая рука» и что я очень много знаю. Девушка сама была очень умной и приятной, мне очень нравилось ее слушать. Она сама и ее похвала замотивировали меня учить еще лучше и большое. В результате я сдала экзамен на 85 баллов». Иногда также бывают ситуации, когда хочется ходить на определенный предмет только из-за уважения к учителю. Лично у меня так было в школе: я понимала, что дополнительные занятия по литературе мне не нужны, так как я занималась отдельно дома. Они не были обязательны к посещению, но я все равно ходила, так как очень любила свою учительницу и не хотела ее обижать тем, кто к ней на уроки никто не ходит. В результате на одном из занятий я узнала информацию, которая очень пригодилась мне на ЕГЭ.
Но педагог может повлиять на ученика как положительно, так и отрицательно. «У меня была очень странная учительница по математике в школе в средних классах. Она буквально занижала оценки всему классу, делила класс на «слабых» и «сильных», давала задания ненормальной сложности и при этом ничему не учила, постоянно отвлекаясь на другие темы. Однажды была история, когда мои одноклассники впятером решали задачу у доски, в этот моменты выложили фотографии класса в группу школы. Она остановила урок и начала рассказывать нам, чтобы мы никогда не давали разрешения на подобные действия, потому что из-за этого она развелась со своим мужем. В момент ее монолога она запрещала решать задачу, а в конце урока поставила всем двойки, так как они ничего не сделали. Из-за подобного отношения я возненавидела математику, хотя очень ее любила, а перед каждым уроком первые два года я плакала и не хотела заходить в кабинет» - рассказала Анастасия Алаева.
Также нельзя не сказать о том, что также важен личный контакт между преподавателем и учеником. Если его нет – учиться сложнее. Как я уже говорила выше, онлайн-школы решают это путем создания чатов, в котором дети могут задать интересующий их вопрос учителю. Иногда на каких-то курсах в интернете есть несколько тарифов: тот, который «без обратной связи» - без возможности получить ответ на свой вопрос, всегда дешевле и обычно не пользуется популярностью, ведь все понимают, как важно иметь контакт с преподавателем.
Получается, что социум играет важную роль в процессе обучения. Взаимодействие учеников между собой и с учителями напрямую влияет на знания, на мотивацию учиться и на любовь к учебе. Важно, чтобы в коллективе была поддерживающая и благоприятная атмосфера, где каждый чувствует себя нужным. Если человеку приятно приходить в коллектив, то даже самые ненужные и неинтересные предметы могут стать для него приятными, ведь он там, где ему хорошо и весело.
Пока без комментариев