English

Информационно-образовательный портал

Эволюция Казахского Орнамента: Исторический и Культурный Путь

Тамила Олжабекова, 12 октября 2024

Казахский орнамент представляет собой уникальное и богатое культурное наследие Казахстана, сложившееся под влиянием множества факторов на протяжении веков.  Как отмечает искусствовед Раушан Есчанова, эволюция казахского орнамента тесно связана с историей и развитием казахской культуры, которая находилась на пересечении различных культурных влияний и торговых путей.

Истоки Казахского Орнамента

Первоначально казахский орнамент возник в глубокой древности, отражая особенности жизни и окружающей природы. Простые геометрические формы и символы использовались в ритуальных и бытовых предметах, одежде, украшениях и строительстве. Основными элементами орнамента были линии, кривые, точки, зигзаги и геометрические фигуры, которые создавали уникальные композиции и узоры. Как отмечает Раушан Есчанова, эти ранние орнаменты несли в себе не только эстетическое значение, но и глубокий символизм, связанный с природными явлениями и повседневной жизнью кочевников.

Влияние Культурных Традиций

С течением времени казахский орнамент стал более сложным и разнообразным под влиянием других культурных традиций. Влияние тюркских, монгольских, персидских и других культурных элементов привнесло в орнамент новые мотивы, стили и символы. Раушан Есчанова подчеркивает, что взаимодействие с другими культурами обогатило казахский орнамент, сделав его многослойным и многогранным. Например, монгольское влияние привнесло в орнамент более сложные зооморфные и растительные мотивы, а персидское — утонченность и изящество линий.

Орнамент в Средневековый Период

Одним из важных этапов в развитии казахского орнамента было формирование ханства и развитие городских центров в средневековом периоде. В это время при дворцовых ханах и внутри культовых сооружений возникали сложные орнаментальные композиции, включающие абстрактные узоры, растительные мотивы, изображения животных и геральдические символы. Эти орнаменты украшали архитектурные элементы, предметы роскоши, украшения и текстильные изделия.

Тотемизм и Символизм в Казахском Орнаменте

Как отмечает Раушан Есчанова, казахский орнамент также тесно связан с тотемическими верованиями древних тюрков. Тотемные знаки и символы, такие как изображения животных, имели глубокое сакральное значение и часто использовались в орнаментах. Советский ученый Г.И. Семенов отмечал, что тотемизм был одной из первых форм религиозного сознания, отражающей единство группы людей. В казахском орнаменте символы животных, таких как архар и бараны, обозначали материальное благополучие и жизненную силу. 

XIX-XX века: Колонизационное Влияние и Технологический Прогресс

В XIX-XX веках, в условиях русского колонизационного влияния и современных технологий, казахский орнамент претерпел дальнейшую эволюцию. Он стал более детализированным, изящным и причудливым, сочетая в себе элементы европейского искусства. В этот период казахский орнамент начал активно применяться в росписи домов, изготовлении национальных костюмов, текстильных изделий и украшений. Традиционные мотивы были адаптированы под новые материалы и техники, что придало им свежий и современный вид. Раушан Есчанова отмечает, что именно в этот период произошло значительное обогащение казахского орнамента новыми формами и технологиями, что позволило ему сохранить свою актуальность и уникальность.

Современная Эпоха: Возрождение и Актуализация Орнамента

Сегодня казахский орнамент представляет собой важный элемент национальной идентичности и культурного наследия Казахстана. Современные художники, дизайнеры и ремесленники продолжают развивать и интерпретировать традиционные орнаменты, внедряя их в различные сферы искусства и дизайна. Как отмечает Раушан Есчанова, казахский орнамент успешно воплощается в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, моде и дизайне интерьера. Этот процесс актуализации и переосмысления традиционного орнамента позволяет сохранять его значимость и аутентичность, делая его неотъемлемой частью современной казахской культуры.

Rating 0 Просмотров: 92

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Я была уверена, что стану мастером спорта»

Александра Сафонова – участница всероссийских и международных соревнований, мастер спорта по ушу, – рассказала ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.