Памятка: для тех, кто собирается стать репетитором
Анна Землянская, 31 июля 2024
Наступил сентябрь, и для многих он станет отправной точкой к поиску подработки на время учёбы. В этой статье – об одном из способом заработать в учебное время. Репетиторство уже долгое время не теряет своей востребованности и популярности. По данным опроса компании Rambler&Сo, опубликованным в ТАСС, 49% россиян хоть раз обращались к услугам репетиторов.
Все мы относительно недавно сдавали ЕГЭ, и, вероятно, кого-то посещали мысли начать карьеру репетитора, передать те знания, которые помогли вам самим поступить. В таком случае в этой статье мы расскажем о тех сложностях и ньюансах профессии, с которыми вы можете столкнуться, если решите стать репетитором.
Совмещение с учёбой
Насколько реально работать репетитором и учиться одновременно? Как показывает опыт – абсолютно реально, особенно если учишься в первую смену. В таком случае, как правило, ваши расписания с потенциальными учениками будут чаще совпадать и найдётся больше возможных окон для занятий. Если предмет профильный, знания о нём будут пополняться регулярно на учёбе, что в целом поспособствует тому, чтобы не забыть какой-то базовый материал, необходимый для работы.
Чтобы проще было совмещать эту деятельность с учёбой в вузе, важно постараться определить свой график, дать себе стабильность и понимание: сейчас мы учимся, сейчас работаем, а сейчас отдыхаем.
Сложно совмещать с учёбой?
«Сначала было легко, но, когда я устроилась на практику как на полноценную работу, стало очень тяжко», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Проблем с совмещением вообще нет», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Нет, скорее очень даже приятно, так как расписание уроков и нагрузку ты можешь выставить себе сам», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Несложно, потому что сама себе выстраиваю график и контролирую, сколько учеников сейчас готова взять», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Что по деньгам?
Сразу с места в карьер. Поначалу зарплата будет меньше по нескольким причинам: 1) отсутствие опыта, скорее всего, повлияет на цену за занятие; 2) поток людей будет нестабильный, потому что ещё нет сформированной базы учеников, которые доверяют вам. В какой-то момент подключится «сарафанное радио», ученики начнут доверять и в среднем оставаться с вами дольше, а вы наберёте больше отзывов на платформе, где ищете клиентов. Дальше, конечно, зависит от вас: как сильно поднимать цену и насколько быстро. В данном случае то, как вы себя оцениваете сами, может значительно повлиять на уровень дохода.
Ещё один важный момент касается того, как часто вы будете получать зарплату. Кто-то предпочитает просить оплату после проведения занятия, кто-то договаривается о переводе денег на месяц вперёд. Зависит от вас и вашей договорённости с клиентом. Некоторые устанавливают с учениками правило о платной отмене за определённое количество часов до занятия. В любом случае – зарплата будет приходить с той частотой, как вы в итоге решите. Для меня это стало большим преимуществом: не приходится ждать конца месяца с «нулём» в кармане, чтобы купить пару фруктов.
Хватает ли на жизнь?
«Хватает, и по сравнению с другими профессиями, думаю, это самый оптимальный вариант», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Так как это моя подработка, исключительно от преподавания денег не хватает», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Да, если сидеть полный рабочий день у компа, имея большую базу учеников», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Пока нет, так как я себя особо не нагружаю, но в любой момент могу увеличить количество занятий в неделю», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Положительная сторона вопроса
Помимо того, что зарплата во многом зависит от вас, есть и другие преимущества этой профессии, о которых хотелось бы рассказать. В первую очередь, ты сам выбираешь себе график. Иногда это может быть нелегко, потому что надо учиться самому оценивать силы, в чём-то переступать через себя, но в то же время не забывать про отдых. Много факторов приходится учитывать. Однако это же является весомым плюсом. Если человек умеет оценивать свои силы, он сможет выставить себе необходимую нагрузку. К тому же, на данном этапе повлиять можно буквально на всё: от предполагаемой зарплаты до того, какие конкретно дни станут выходными.
Также важно, что суть работы предполагает по большей части умственную нагрузку. Для меня очень важным преимуществом стала возможность делать большой объём работы в сжатые сроки, а остальное время посвящать себе, хобби и отдыху. Условно можно потратить два часа, чтобы заготовить материал на несколько недель вперёд, а потом спокойно пользоваться заготовками и не тратить на это время каждый день. Либо, наоборот, можно делать всего понемногу, не переусердствуя. Способность адекватно оценивать свои силы и время может помочь распределить усилия настолько грамотно, чтобы работа будет в удовольствие.
Главный плюс твоей работы?
«Легко совмещать с учебой, особенно на первых курсах, когда на работу есть буквально 2-3 часа в день», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Это возможность постоянно находиться в языковом тонусе, вдобавок узнавая что-то новое для себя», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Достаточно высокая оплата труда, возможность отказывать неприятным людям и работать удалённо», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Отсутствие привязки к месту: могу работать из дома, коворкинга или даже из другого города», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Реальность не оправдала ожидания
К сожалению, работа с людьми всегда чревата не самыми приятными проявлениями «человеческого фактора». Представим: вы с клиентом назначили пробное занятие, ты полночи готовился – а в итоге отсутствие ответа и возможности дозвониться до человека даже спустя пару суток. А бывает, что с учениками очень приятно работать только до момента, пока вы не начнёте общаться с родителями – или наоборот. От этого никуда не деться. Не все люди будут вести себя так, как мы этого хотим.
Очень грустно становится, когда не удаётся привить ученику интерес к предмету. Важно помнить, что не всем это надо, не все будут замотивированы. Обычно заинтересовать получается, если наладить с человеком контакт и стараться подавать информацию чуть более персонально, но всё же бывают исключения. А ещё важно учесть, что у репетитора тоже не всегда всё так хорошо: бывают плохие дни, неприятные новости, которые приходят в сообщении прямо во время урока. А ведь твои проблемы, настроение, обиды – только твои. Вот это действительно бывает сложно.
Какой самый неожиданный "подводный камень"?
«Иногда бывает морально тяжело, постоянно переживаю», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Простейшие, как мне казалось, вещи - самые сложные для объяснения», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Родители часто ругают ребёнка на занятии с репетитором, могут срывать уроки», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Так как я занимаюсь исключительно онлайн, бывает тяжело удерживать контакт с учениками помладше», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Какой формат занятий выбрать?
Заниматься вживую или дистанционно – вопрос, который прежде всего зависит от ваших предпочтений и возможностей. Обсудим оба варианта.
Очный формат предполагает, что вам, вероятно, придётся распечатывать материалы самостоятельно. Если вы приезжаете к ученику на дом, то важно учитывать ещё и затраты на дорогу: как денежные, так и временные. Скорее всего, бумаги с заданиями и материалом придётся носить с собой. Из плюсов: действительно проще наладить контакт. Банально можно предложить чай, и ученику будет заниматься приятнее, уютнее. Эмоции распознать проще и проще на них «ответить».
Дистанционный формат проще в реализации. Вы по-прежнему отвечаете за теоретический материал, который придётся искать, подготавливать, напоминать себе забытое. Внимание учеников тоже держать сложнее, ведь они могут залезть в телефон. Однако этот вариант хорошо экономит время и выручает, когда «социальная батарейка» разряжена.
Дистанционно или очно?
«Предпочитаю дистанционный формат (Telegram, Google Meet, Discord)», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Люблю преподавать очно, но чаще занимаюсь дистанционно (Discord, Skype, Zoom, Telegram)», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Скорее удалённый формат, так дешевле (Centeium.meet, Microsoft Whiteboard, Zoom, Google Meet)», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Дистанционно (с учениками постарше чаще в Discord, Telegram, с маленькими – Zoom, WhatsApp)», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Характер как факторы успеха
Самыми важными скиллами для меня оказались терпение и стрессоустойчивость. Действительно сложно заставить себя работать, когда закончились силы или в этот день произошло что-то не очень приятное. Особенно тяжело при этом быть в хорошем настроении, чтобы мотивировать учеников и оставаться для них «стабильным» преподавателем, который не станет без причины вести себя иначе и уж тем более повышать голос либо ругать за ошибки.
Терпение нужно и для того, чтобы оставаться толерантным к разным складам ума и разной скорости обучения. Люди отличаются друг от друга, и процесс освоения новой информации тоже может происходить по-разному. Кому-то потребуется час на изучение удвоенной «н» в суффиксах, а с кем-то предстоит ещё пару раз проштудировать материал целиком. Более того, освоение разных видов активности тоже может отличаться: кому-то алгебра покажется проще геометрии и наоборот. В общем, дети не всегда будут обучаться предсказуемо и в точности по вашему плану – это нормально.
Какие качества помогают тебе в работе?
«Хорошее знание предмета, умение находить общий язык с учениками, быть с ними на одной волне», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Терпеливость и умение искать корень проблемы», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Внимание к деталям, умение отказывать и способность говорить без остановок 6.5 часов про треугольники», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Любовь к детям, креатив, умение творчески подходить к скучной теории и создавать интересные презентации», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Ответственность за результаты
Большое заблуждение – думать, что репетитор на 100% отвечает за результат. Есть ещё множество факторов, зависящих от ученика: целеустремлённость, приоритет предмета, усталость, режим сна, другая нагрузка и даже банальное выполнение домашних заданий.
За мотивацию тоже сложно отвечать целиком. Да, действительно, материал можно подавать по-разному. Важно искать подход к ученику, пробовать говорить с ним на «его языке», интересно преподносить материал, но это не сработает в том случае, если учеником не будет предпринято попытки заинтересоваться, понять вас и принять вашу помощь как репетитора. Иногда нужно время, чтобы «погрузить» человека в предмет или установить эмоциональный контакт, это тоже важно учитывать и не рассчитывать на расположение ученика после первых пятнадцати минут знакомства.
Считаешь себя ответственным/(ой) за результаты учеников?
«Да, кажется, что недостаточно вкладываюсь, но это скорее моя проблема, чем специфика работы», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Отчасти: я не могу сам отвечать за мотивацию, но, если человек чего-то не понял, ищу причину в своём подходе к объяснению», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Не полностью, так как у репетитора цель – найти верный путь к изучению материала, а за результат ответственен ученик», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Да, и мне грустно от ошибок учеников, зато можно себя похвалить, когда они делают успехи, сдают экзамены хорошо», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Синдром самозванца в репетиторстве
Кто такой профессионал? Что нужно сделать, чтобы признать в себе настоящего преподавателя? Мало того, что этот вопрос тесно связан с самооценкой и пониманием определённого уровня профессионализма, однако он влияет ещё и на зарплату, поскольку, работая самостоятельно, репетитор берёт на себя ответственность указать цену за урок. Звучит страшно. На деле тоже страшно.
Многие сталкивались с этим в сфере репетиторства. Дело в том, что знать о предмете всё невозможно, мы всегда находимся в процессе познания и нет ничего зазорного в том, чтобы допускать ошибки, даже будучи первоклассным преподавателем, просто потому что это неизбежно. А вот что такое профессионализм – это вопрос, ответ на который у многих людей будет отличаться, как и оценка собственных навыков. Главное – реалистично подходить к выбору критериев своего мастерства.
Сталкивался/(ась) ли с синдромом самозванца?
«Да, так как у меня нет педагогического образования даже в планах», –
Ксения, русский язык, 9-11 классы
«Нет, не сталкивался», –
Максим, немецкий язык, 7-10 классы
«Такого не ощущала, но под конец работы я была уверена, что достойна большего и пора увольняться», –
Елизавета, математика, 9-11 классы
«Испытываю его регулярно: тяжело повышать ставку, но похвала и результаты помогают мне меньше сомневаться в себе», –
Анна, литература, 1-5, 10-11 классы
Пока без комментариев