English

Информационно-образовательный портал

Почему мы всегда будем разными? Разбираемся в теории поколений

Валерия Михайлова, 13 декабря 2024

В 1991 году выходит книга «Поколения», которую написал дуэт американских социологов из Уильяма Штрауса и Нила Хау. Эта книга – отправная точка теории, которая с научной точки зрения может объяснить, почему всегда будет конфликт поколений и столкновение интересов. Несмотря на это, теория поколений, которая формулируется в этой книге, стала объектом для критики в научном сообществе из-за своих противоречий, а также целым интернет-явлением, навсегда поделившим общество на зумеров, бумеров и миллениалов. «Первая линия» разобралась в этой теме.

На чем основана теория?

Ядро теории поколений – понятие о том, что у людей меняется система ценностей, поведенческие установки и привычки в соответствии со сменяемостью исторических периодов. Это связано с тем, что личность человека формируется не только в результате социальных факторов (воспитание, окружение), но и важных политических и экономических событий, выпадающих на период взросления.

По Штраусу и Хау смена поколений происходит через каждые 20 лет. Таким образом, американские социологи выявляют закономерность, которая гласит, что через каждые четыре поколения (то есть через каждые 80 лет) формируется цикл. Соответственно, первое поколение первого цикла будет схоже по своим ценностям и привычкам с первым поколением второго цикла. Эта гипотеза как раз и стала одной из причин критики в научном сообществе, так как исследования происходили на американском и западноевропейском историческом материале.

Типы поколений

На «зумерах» и «миллениалах», о которых мы подробнее расскажем дальше, теория не заканчивается. Штраус и Хау выделяют также отдельные типы поколений, которые соответствуют одному поколенческому циклу. Они заявляют, что каждый исторический цикл рождает эти четыре типа поколений, на долю которых выпадают этапы подъема, спада, кризиса и пробуждения.

«художники»

Рождаются в самый тяжелый период исторического цикла, когда наступает кризис. На их юность выпадает время подъема, когда все вокруг становится более стабильным. Именно они в следующую эпоху, став взрослыми, протестуют против сложившихся устоев.

«пророки»

Их взросление наступает в период пробуждения, когда «художники» восстают против привычных вещей и наступает расцвет новых форм культуры.

«кочевники»

Название этого типа поколения говорит само за себя: люди этого поколения рождаются на стыке эпох. Они наблюдают период доминирования «художников», пробуждение меняется на спад. Не самое стабильное время для жизни, ведь все институты начинают ослабевать, а привычный ход вещей рушится.

«герои»

Наконец приходят они – те, кто застает полный крах. Их взросление приходится на этап кризиса. Именно им суждено построить новые иерархии, правила и институты, которые были потеряны прошлыми эпохами.

Российский опыт

Под российские реалии теорию поколений адаптировала в 2004 году социолог Евгения Шамис, организовав целую школу теории поколений «RuGenerations». Этот проект интересен своими материалами, посвященными актуальным проблемам разных поколений. На сайте публикуются статьи от «Стоит ли пускать молодых за руль» до «Кем хотят быть дети поколения Z». Российская школа теории поколений стала большой информационной базой про поколения страны, изучая этот феномен через призму самых разных сфер жизни и бизнесов (маркетинг, отношения внутри семьи, кинематограф и т.д.)

Так в чем же различия поколений?

Наконец переходим к самому главному – классификации поколений. За основу мы взяли теорию Штрауса-Хау, и те поколения, представителей которых мы можем сейчас застать. Внизу мы представили круговую диаграмму, где в процентном соотношении показана структура населения России по количеству представителей разных поколений на 2021 год. Именно про них мы и расскажем дальше.

Молчаливое поколение (1920-1944)

По-другому их называют «поколение тишины». К представителям этого поколения с говорящим названием относятся люди, которые родились в сложные времена, связанных с революцией, Гражданской войной и становлением Советского Союза. На долю этих людей выпало множество трудностей: голод, репрессии, воспитание на идеях коллективизма и патриотизма. Под влиянием подобных исторических событий у этих людей навсегда остался отпечаток на их мировосприятии, ценностях и привычках.

Воспитанные в духе самопожертвования ради блага общества, представители «молчаливого поколения» отказались от личных амбиций. Для них характерна не только преданность коллективным идеалам, но и склонность к сдержанности своих чувств. Их социокультурный бэкграунд и опыт выработали умение адаптироваться и подстраиваться к самым разным условиям.

Больше всего это поколение ценит стабильность, трудолюбие и уважение к традициям. Из главных выделяющихся привычек можно отметить строгое уважение к родителям и старшему поколению, а также стремление к экономии и бережливости, что было актуально в условиях острой нехватки ресурсов. Если перенести это на вашего ближайшего родственника, то представитель молчаливого поколения – ваши прабабушка и прадедушка.

Бэби-бумеры (1944-1967)

Еще одно поколение с ярким названием, характеризующим резкий рост рождаемости после Второй мировой войны. Период рождения бэби-бумеров в СССР совпал с восстановлением страны после военных потрясений. Это время относительной стабильности, экономического роста и развития социальной инфраструктуры. В 1950-1960-е годы в стране наступает политическая оттепель, когда сокращаются репрессии и открываются новые горизонты для культурной жизни. Эти изменения позволили молодому поколению воспринимать мир более широко и открыто, что открыло им путь к новым знаниям, идеям и возможностям.

На фоне этого у бэби-бумеров развились отличительные черты – это ярко-выраженный оптимизм, стремление к переменам. Их жизненные ценности тоже сформировались на идеях социалистического общества – коллективизма, трудолюбия и патриотизма. Эти качества они стремятся направить на строительство новой жизни. Также они отличаются стремлением к самовыражению и индивидуализму, ведь на время их молодости выпало появление новых культурных течений и молодежных движений – битников, хиппи, развитие авангарда и литературных экспериментов. Из-за этого бэби-бумеры остро воспринимали социально значимые события и активно включались в различные сферы искусства, науки, общественной жизни, ломая стереотипы об индивидуальности.

Возможно, бэби-бумеры пока одно из самых оптимистичных поколений и их уверенности в завтрашнем дне можно только позавидовать. В свое время эти люди были готовы к любым экспериментам, чем их предшественники и потомки. Узнали своих бабушек и дедушек?

Поколение Х (1967-1980)

Исторический контекст, в котором выросло это поколение, довольно уникален: представили Х выросло на стыке социальных и политических изменений, которые кардинально изменили облик страны. Это время хрущевской оттепели, а затем времена Брежнева, когда многие социальные и культурные ограничения начали постепенно ослабляться. Однако в конце 1980-х годов к этому был добавлен политический и экономический кризис, вызванный перестройкой и последующим распадом Советского Союза. Эти события формировали уникальный опыт для молодежи, которую охватывала надежда на новые возможности, но в то же время и страх неопределенности.

От предыдущих поколение Х отличается большей критичностью к власти и идеологии. Если предшествующее поколение было настроено на коллективизм и служение идеалам, то представители поколения X возводят на пьедестал индивидуализм и личные достижения. Это как результат неуверенности в институте власти, которая долгое время считалась основой жизни. Они стремятся к свободе выбора и самовыражению, что нередко вызывает столкновения с устаревшими традициями.

Это поколение, которое активно интересовалось западной музыкой, кино и модой, создавая целые субкультуры, такие как панки и готы. Это все показывает, насколько яростно люди поколения Х искали новые формы самовыражения. Возможно, здесь можно узнать своих родителей.

Поколение Y / миллениалы (1980-2000)

Советский Союз распадается, а Россия переживает бурные времена развития технологий и глобализации. В одно время умещаются и многочисленные экономические трудности, и новые возможности для страны на мировой арене. Самое важное событие, выпавшее на взросление миллениалов и предопределившее их дальнейшие привычки – это расцвет интернета и возможность получать доступ к совершенно новой информации и мировым трендам.

Из-за этого миллениалов называют поколением, которое в вечном поиске смысла жизни. На их взросление выпали быстрое развитие технологий вперемешку с политической нестабильностью, неустойчивость в экономике и социальной неопределенностью. При этом всем они отличаются открытостью к новым идеям, разнообразию и изменчивости мира вокруг них. Это люди, которые «легкие на подъем», но отличающиеся внутренней неопределенностью. Они стремятся к самореализации и часто выбирают профессии, которые приносят не только высокую зарплату, но и моральное удовлетворение.

Ну и, конечно, это люди с высокой технологической грамотностью, ведь люди этого поколения не представляют своей жизни без гаджетов и социальных сетей. К миллениалам можно тоже отнести и родителей, и некоторых из нас с вами и, возможно, кого-то из ваших друзей.

Поколение Z / зумеры (2000-2011)

В России зумеры становятся заметной социальной группой, выросшей в условиях быстро меняющегося мира. Представители этого поколения выросли в постсоветской России, когда происходило постепенное развитие интернета и мобильной связи. Поколение Z стало первым поколением «цифровых аборигенов», которые не знают жизни без доступа к информации на расстоянии одного клика. Это люди с высокими технологическими навыками, которые помогают им легко адаптироваться в учебе, в работе и даже общении. Но, кстати, в отличие от миллениалов, у них более развита медиаграмотность и критичное отношение к информации, которую они получают из интернета.

Зумеры также отличаются своим эмоциональным интеллектом и вниманием к вопросам здоровья, особенно психологического. Поколение Z открыто обсуждает темы психического здоровья, социальной справедливости. Они стремятся создать среду, где каждый голос будет важен. Эта открытость сформировалась как раз за счет доступа к любой информации и активного обсуждения глобальных проблем в социальных сетях. Интересно, что зумеры не считают, что высшее образование – это единственный путь к успеху. Они постоянно стремятся найти альтернативные формы обучения, например, онлайн-курсы и стажировки, что говорит об их неоспоримой гибкости и стремлении к самореализации. К этой группе можно отнести кого-то из нас и наших братьев и сестер.

Поколение Альфа (2011 – настоящее время)

Расскажем и о совсем новом поколении – поколении Альфа, полностью выросшем в условиях активной цифровизации и распространения новейших технологий. Это поколение уникально тем, что на этом примере можно увидеть, как формируются абсолютно новые ценности и привычки на фоне современных вызовов.

Одной из главных особенностей поколения Альфа – это полное погружение в цифровой мир. Проблема ли этого поколения или нет – еще предстоит узнать. С раннего возраста дети-альфа получают доступ к планшетам, смартфонам и другим гаджетам. Это приводит не только к высоким навыкам работы с технологиями, но и к изменению привычек. Образование становится более интерактивным, акцент делается на игровых форматах обучения, что, безусловно, способствует развитию креативного мышления.

Зачем вообще нужна теория поколений?

В первую очередь, знание теории поколений – это очень эффективный инструмент для маркетологов. Ведь понимание особенностей и мотиваций возрастных групп помогает придумывать стратегии по продвижению и создавать точно нацеленные рекламные кампании и продукты.

Также основы теории поколений используются в сфере управления человеческими ресурсами. Многие организации и компании внедряют новые системы по управлению сотрудниками разных возрастов. Разные поколения могут иметь различные подходы к работе, мотивации и образу жизни (здесь можно вспомнить про ставший уже шутливым work-life-balance у зумеров), поэтому важно адаптировать hr-процессы под разные поколения.

Ну и, конечно, теория поколения очень активно используется в политической сфере. Знания о поколениях помогают лучше понимать потребности и приоритеты различных групп населения. Это позволяет разрабатывать эффективные предвыборные кампании и, впоследствие, целенаправленеые социальные программы.

Rating 0 Просмотров: 233

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Дизайнеры Клиники начали работу над проектами Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ

Дизайнеры Клиники коммуникационных проектов СПбГУ в весеннем семестре будут разрабатывать визуал для проектов ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

«Отелло»: трагедия о жизни и любви

«Слова - лекарства, но слова - и яд: То вылечат. То насмерть поразят». 18 декабря в Александринском ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал «Первая линия» является учебной редакцией Клиники коммуникационных проектов СПбГУ и площадкой для прохождения студентами клинической и производственной практики.