English

Информационно-образовательный портал

Не вредные советы: как не провалить сессию

Ольга Трухина, 28 декабря 2024

Каждый студент хоть раз в жизни сталкивался с этой ситуацией: ещё утром всё было отлично, но приходят экзамены, и голова покрывается пустотой. Мы клянёмся в тот момент: нет, больше никакой зубрёжки в конце дедлайна, почитаем заранее. Но проходит неделя, и мы снова сидим с учебником в 3 ночи.

Почему так происходит, и что может помочь нам стать эффективными учениками? Высшее образование даёт студентам свободу, но зачастую они оказываются не готовы к саморегуляции. Обычно мы надеемся, что студенты учатся эффективно после занятий, но реальность показывает обратное. И тогда вступают в силу работы исследователей.

Новое исследование Стэнфордского университета о чистоте привычек в обучении открывает глаза: мы думаем, что время за учебником – ключ к успеху. Но не всё так просто. Оказывается, важно не только сколько, но и как вы учитесь.

Когда студенты готовятся к экзаменам, их выбор стратегий часто определяет успех или провал. Но вот парадокс: большинство из них даже не подозревают, что эффективные методики требуют большего умственного усилия. Исследования показывают, что активные стратегии, такие как самоконтроль знаний, написание конспектов своими словами и объяснение материала самому себе, приводят к гораздо лучшему результату, чем пассивное повторение или бессмысленное «зазубривание» текста.

В основе этого феномена лежит эффект «desirable difficulties» — «желательных трудностей». Придуманный американским психологом Робертом Бьёрком, этот термин обозначает задачи, которые кажутся сложными и требуют больше усилий, но в итоге обеспечивают долговременное и качественное усвоение информации. Например, самостоятельное объяснение новой темы помогает закрепить знания лучше, чем многократное перечитывание учебника, потому что требует активной переработки информации и создания новых связей между понятиями.

Активные стратегии: как это работает?

Возьмём несколько наиболее эффективных приёмов, которые активно используют успешные студенты.

1.    Самоконтроль знаний (self-quizzing). Это способ проверить себя без помощи учебных материалов. Примером могут служить тесты, написание ответов на вопросы или использование флеш-карт. Самоконтроль заставляет мозг работать на извлечение информации, а не на её пассивное восприятие. Более того, эффект от такой практики сохраняется даже спустя месяцы: как показали эксперименты, студенты, регулярно использующие самоконтроль, значительно лучше справляются с отложенными экзаменами.

2.    Рефлексия и объяснение (self-explanation). Здесь студент самостоятельно отвечает на вопросы: “Почему это так?” и “Как это работает?” Этот приём стимулирует более глубокое осмысление материала и позволяет интегрировать новые знания с уже имеющимися.

3.    Краткое изложение (summarization). Написание конспекта своими словами — это не просто механический перенос информации на бумагу, а процесс осмысления и выделения ключевых моментов. В результате студент лучше понимает структуру материала и может легко воспроизвести его позже.

Интересно, что несмотря на очевидную пользу таких методов, студенты редко прибегают к ним. Они считают их слишком трудоёмкими или неэффективными, потому что результат не всегда виден сразу. Зато пассивные стратегии — вроде перечитывания текста или переписывания заметок — создают иллюзию продуктивности: ведь учить легко, когда не нужно напрягать мозг.

Отложить зубрёжку: почему распределение времени критично?

Ещё один фактор успеха — это правильное распределение времени на подготовку. Здесь на помощь приходит эффект «спейcинга», или «интервального повторения». Исследования доказывают: если учить материал небольшими порциями на протяжении нескольких дней, он запоминается гораздо лучше, чем при «зубрёжке» в последнюю ночь перед экзаменом.

Однако в реальной жизни студенты часто прибегают к «крайним мерам». По данным исследования, большинство учащихся начинают готовиться примерно за шесть дней до экзамена, но не всегда используют это время рационально. Мало кто возвращается к одной и той же теме несколько раз, чтобы закрепить знания. Вместо этого происходит поверхностное пролистывание материалов, что не даёт возможности создать прочные ассоциативные связи в памяти.

Почему это важно? Простой эксперимент показал: студенты, учащиеся по принципу спейсинга, показывают лучшие результаты на отсроченных экзаменах. Они не только запоминают информацию, но и понимают её лучше.

Отвлекающие факторы: главный враг продуктивности

Наконец, нельзя игнорировать проблему отвлечений. Студенты сообщили, что около 20% их учебного времени уходит впустую из-за внешних раздражителей. И это неудивительно: социальные сети, видеоролики, уведомления на смартфоне — всё это создаёт иллюзию многозадачности, которая на самом деле сильно снижает продуктивность. Исследования показывают, что многозадачность уменьшает рабочую память и ухудшает усвоение материала. Чем больше студент отвлекается, тем ниже его результаты на экзаменах.

Таким образом, качественная учёба требует не только усилий, но и осознанного контроля за своими привычками. Использование активных стратегий, распределение времени и борьба с отвлекающими факторами могут стать ключом к академическому успеху.

Эффективное обучение требует от студентов гораздо большего, чем просто времени за учебниками. Ключ к успешному усвоению знаний лежит в сознательном подходе к учёбе: использовании активных стратегий, грамотном распределении времени и борьбе с отвлекающими факторами. Методы, которые на первый взгляд кажутся трудными — самоконтроль знаний, объяснение материала самому себе и создание кратких изложений — в итоге оказываются самыми действенными.

Однако студенты часто выбирают лёгкий путь, предпочитая пассивные техники вроде перечитывания заметок или бессистемного зубрёжки накануне экзамена. Результат? Быстрое забывание информации и низкие баллы на экзаменах, особенно если они отложены во времени. Добавим к этому постоянные отвлечения и многозадачность, которые разрушают концентрацию — и картина становится ещё печальнее.

Тем не менее, решение проблемы вполне достижимо. Осознанный подход к учёбе и простая дисциплина могут значительно улучшить результаты. Активные стратегии заставляют мозг работать на максимуме, а регулярное распределение учебных сессий вместо “аврала” в последний момент создаёт прочный фундамент знаний. Учёба должна быть трудной, но эта трудность должна быть продуктивной и желаемой.

Наука даёт однозначный ответ: чтобы учиться лучше, нужно учиться сложнее. Учеба — это марафон, а не спринт, и к финишу приходят те, кто готов делать осознанные усилия на каждом этапе. Развивайте привычку к активному обучению, и ваши академические достижения превзойдут все ожидания.

Rating 0 Просмотров: 56

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Дизайнеры Клиники начали работу над проектами Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ

Дизайнеры Клиники коммуникационных проектов СПбГУ в весеннем семестре будут разрабатывать визуал для проектов ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

«Отелло»: трагедия о жизни и любви

«Слова - лекарства, но слова - и яд: То вылечат. То насмерть поразят». 18 декабря в Александринском ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал «Первая линия» является учебной редакцией Клиники коммуникационных проектов СПбГУ и площадкой для прохождения студентами клинической и производственной практики.