English

Информационно-образовательный портал

ПОЧЕМУ НАУКА В МОДЕ?

Екатерина КЛАКЕВИЧ, 20 октября 2017

UntitledВ моём ежедневнике на ближайшую неделю много планов. Нужно посетить лекцию о трилобитах, сходить на мастер-класс по распознаванию врожденных и приобретенных признаков в человеке, купить свежий выпуск «Популярной механики». Помимо этого, в закладках браузера сохранена статья Александра Панчина про ГМО, которую я давно хочу прочитать, а на столе лежит книга ученого-антрополога Александра Соколова, на которую я пишу рецензию. Так незаметно, но прочно моя жизнь поросла «научным плющом». Но это лишь история одного человека, а в общероссийской практике всё намного глобальнее.

Интеллектуальные кластеры, вмещающие в себя научные, образовательные и культурные проекты. Научно-популярные фестивали, собирающие множество увлеченных людей. Например, один из таких фестивалей – «Geek Picnic» - проходил летом 2017 года в Москве и Санкт-Петербурге. На него пришло около 40 тысяч человек.

Образовательные семинары и творческие фестивали, паблики в социальных сетях, посвященные науке, и книги именитых ученых – всё это развивается и набирает обороты. Это означает одно – наука сегодня находится на пике популярности. Хотя ещё в 2013 году, согласно опросу ВЦИОМ, интерес к ней среди россиян заметно снижался. А в 2017 году мы вновь наблюдаем повышенное внимание к науке.

Такой интерес объясняется просто. Во всём мире сегодня царит научный бум. В Филадельфии врачи-ученые сумели сымитировать женскую матку. В Портленде с помощью CRISPR ученые успешно удалили у человеческого эмбриона ген, связанный с сердечным заболеванием. Китай сейчас активно занят финансированием и развитием проектов в области искусственного интеллекта. Япония, к слову, лидирует в развитии фундаментальных наук, а также в производстве роботов.

Россия не может отставать от этой волны постоянных научных открытий. Нам нужна популяризация науки, чтобы прогрессивно развиваться и не уступать мировым лидерам. Поэтому сегодня у нас популярна научная пропаганда, которая в особенности направлена на молодое поколение.

1 сентября 2017 года в Ярославле состоялся открытый урок школьников с Владимиром Путиным, где президент особое внимание уделил науке. Он говорил о важности изучения когнитивистики, потому что мы должны знать многое о возможностях нашего мозга, упоминал про дальнейшее исследование космоса. Подчёркивая необходимость научного просвещения, Путин заявил, что искусственный интеллект — это будущее не только России, но и всего человечества. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. Во всем это мы видим, что уже со школьного возраста идет научная пропаганда, которая поддерживается государством.

Безусловно, она породит важные открытия, на небе науки зажгутся новые звезды, и всем нам будет виден горизонт будущего. Но существует опасность в этой мировой научной гонке не заметить крутой поворот и разбиться. В духе соревнования забыть о качестве будущих открытий.

Помимо пропаганды рост интереса к науке связан с тем, что всё больше и большей людей хотят знать… правду. Среди огромного потока информации, которая сегодня обрушивается на человека, сложно отличить правдивые сведения от ложных. В интернете пишут, что генетики доказали отсутствие рас. В книжных магазинах продаётся литература про то, что человек – это результат генетических опытов инопланетян. А по телевидению идут передачи, в которых на полном серьёзе утверждают, что Земля плоская.

Всё это отвлекает человека от истины и вводит в заблуждения. И если человек хочет достоверных сведений, он направляется к авторитетным источникам: читает академическую литературу, посещает научные лекции. И у этого есть неоспоримое преимущество, так как желание знать истину порождает научно-грамотную личность, а как следствие – и образованную нацию.

Другой фактор, который обуславливает интерес к науке, напрямую связан с пирамидой Маслоу. Что такое изучение научных дисциплин? По сути, это духовная составляющая нашей жизни, которая относится к высшей ступени человеческих потребностей. Когда у людей удовлетворены базовые потребности в еде, безопасности и так далее, у них появляется желание удовлетворить и высшие.

В какой-то мере этот факт подтверждается географически. Ведь научные семинары, лекции и мастер-классы проходят преимущественно в крупных административных центрах – в Москве, в Санкт-Петербурге. Иногда научные фестивали поддерживает Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Сочи. В крупных и развитых городах больше людей посещают подобные научные мероприятия, потому что их базовые потребности удовлетворены в большей степени, чем у жителей русской глубинки с её неразвитой культурной инфраструктурой.

Да, наука развивается: новое поколение приобщают к науке со школы, в крупных городах организуют открытые лекции и семинары, на которых любой желающий, иногда даже бесплатно, может прослушать научную лекцию, а именитые ученые выпускают популярные книги, чтобы заинтересовать людей. И есть надежда, что мода на науку породит новые открытия, которые впоследствии изменят жизнь на Земле.

Но это пока только надежды. А в реальности всё обстоит иначе. Мода на науку останется лишь модой, пока премию ТЭФИ будут вручать человеку, который на всю страну распространяет теорию плоской Земли. Пока А.Т. Фоменко пишет «Новую хронологию», которую опровергают историки, археологи, лингвисты, математики и представители других наук. Пока потребности миллионов людей не удовлетворены хотя бы на базовом уровне.

И всё это значит, что пристальный интерес к науке и ажиотаж вокруг неё не являются признаками прогресса. Скорее всего, такой интерес – всего лишь прививка против абсурда. Абсурда, который, подобно страшной эпидемии, поражает самое главное – человеческий мозг.

Иллюстрация: rus-news.ru

Rating 5 Просмотров: 3306

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.