English

Информационно-образовательный портал

Синдром отличника — это проблема. Причины его появления и способы борьбы с нездоровым отношением к учебе

Анастасия Белова, 10 июня 2023

Многие школьники и студенты превышают важность учебы в их жизни, жертвуют здоровьем ради оценок. Дарья Серебренникова — куратор по подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе, а также студентка второго курса филологического факультета НГУ, считает подобное отношение к учебе неправильным. Будучи и учеником и учителем, Дарья может с разных сторон посмотреть на поднимаемую нами проблему.

— Как ты определяешь нездоровое отношение своих учеников к учёбе? Какие признаки синдрома отличника ты можешь отметить?

— На самом деле, поначалу обнаружить синдром отличника не так уж и просто. Ведь синдром отличника – это гипертрофированная форма обычного поведения, поэтому важно отличать ученика, который просто усердно учится (в меру и по своему желанию), от ребёнка, для которого получение наилучшего результата – главная мотивация. В таких случаях лучше видно различие в реакции детей на получение результатов. Получать не те результаты, на которые ты рассчитывал, - это всегда неприятно, однако если в такую ситуацию попадет человек со здоровым отношением к учебе, он, безусловно, может расстроиться, однако быстро проживет эту ситуацию и отпустит, сделав какие-то выводы. Если же на месте человека, получившего не лучший результат, окажется ученик с синдромом отличника, для него это может стать трагедией. Трагедией, ведь для него плохой результат по работе будет значить: "Я плохой, я мало старался, я же могу лучше, почему я не мог написать всё идеально?". Главное отличие ребят с синдромом отличника — это не только стремление получить наивысшую оценку любой ценой, но и постоянное гнетущее чувство ответственности и вины, если итоги себя не оправдывают.

Поэтому из признаков, на мой взгляд, самые очевидные — это стремление выполнить как можно больше заданий, даже дополнительных (потому что в другом случае ребенок будет мучиться от мыслей, что сделал недостаточно — для выпускников это особенно актуальная тема), а также сильные переживания при получении плохих результатов. Подобное связано с установками в голове у ребенка, которые настроены на получение идеальных результатов, и, следовательно, невозможность сделать ошибки.

— Какие конкретные примеры ты смогла бы назвать, чтобы продемонстрировать нездоровое отношение к учёбе? Возможно, был какой-то самый абсурдный случай.

— Каких-то абсурдных случаев не было, однако, как по мне, нездоровое отношение к учебе обуславливается тем, что учеба у человека становится превыше всей остальной жизни. Из крайних моментов это проявляется в отказе от главных жизненных потребностей — это сон и еда. Ученики с синдромом отличника часто испытывают повышенную тревогу, из-за чего может нарушаться аппетит и появляться проблемы со сном (бессонница, плохой, поверхностный сон и прочее). Кроме того, такие ребята могут пренебрегать полноценным сном или приемом пищи (перехватывают что-то как-то на ходу) для посвящения больше количества времени учебе. Однако это очень тревожные звоночки. Когда человек пренебрегает физиологическими потребностями, он не сможет достичь психологического равновесия.

— Как часто встречаются случаи проявления синдрома отличника у тебя в работе и на учёбе?

— Люди с синдромом отличника в наше время, к сожалению, - это распространенная проблема. Дело только в том, насколько "запущенная" стадия этого синдрома у человека. Ведь кто-то просто боится допускать ошибки и никак не может разрешить себе это делать (что очень важно), а кто-то днями и ночами зубрит материал, готовится к каждому занятию и переживает истерики, если, например, рассказал во время ответа не всё, что знал. И ведь и те, и те будут в той или иной степени иметь синдром отличника. На учебе и работе я встречала обе крайности и, к несчастью, не так редко, как хотела бы.

— Какие советы ты бы дала ученикам, которые столкнулись с синдромом отличника? Как помогаешь справиться с ним своим ученикам?

— Из советов ученикам, которые столкнулись с синдромом отличника, это, безусловно, не закрывать на это глаза. Нет, это не нормально. Так быть не должно. Учеба никогда не должна стоять превыше всего. Ведь когда-то она кончится, а жизнь продолжить идти своим чередом. И одна из проблем, с которой могут столкнуться ребята с синдром отличника, это потерянность, когда дело касается чего-то нового, в чем они еще не разбираются. Для них учеба (чаще всего именно она) — это своего рода зона комфорта, в которой они знают, с чем имеют дело и что им нужно делать (= стремиться к наилучшей оценке). Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с тысячью самых разных задач и нет возможности быть лучшим во всем, разбираться в любой сфере с полувзгляда. Именно в таких ситуациях пригождаются навыки импровизации, способности разбираться на месте в изменчивых условиях, совершать те самые ошибки, чтобы понять, как правильно, а как нет. Людям с синдромом отличника в этом случае будет очень нелегко.

Кроме того, ребятам с синдромом отличника нужно понять, что они не обязаны быть лучшими. Они никому ничего не должны. Даже если они это делают ради себя, даже если им это вроде как нравится. Погоня за идеальным результатом —абсолютно бессмысленная задача. Все равно окажется кто-то лучше, умнее, быстрее, способнее вас в той или иной сфере.

И самое главное, нужно себя ценить. Люди с синдромом отличника себя не ценят. Нет, они ценят себя - если вот в этот раз у них был наивысший балл. Тут они молодцы, постарались. В остальном - нет. Вот такой ситуации быть не должно. Нужно учиться ценить себя безосновательно. Просто так. Ведь вы у себя одни, уважайте, любите себя. И обязательно заботьтесь о себе, так как кто, если не вы?

Своим ребятам я стараюсь помогать, если вижу, что они требуют от себя слишком многого. В таких случаях, на мой взгляд, нужно дать то, чего ученикам с синдромом отличника не хватает, - внимание. Их непременно нужно хвалить, ведь любой результат - это труд. И они, безусловно, стараются, стараются изо всех сил. Им непременно нужно напоминать, какие они вообще-то молодцы, какую большую работу они делают. И постоянно поддерживать, не всегда заостряя внимание на результатах. Ведь такие ребята привыкли себя оценивать так же, как и оцениваются их работы. Однако себя как отдельных личностей они не воспринимают. В таких случаях важно напоминать, что они важны уже просто по факту своего существования. Им не нужно писать все на отлично, чтобы быть хорошими людьми. Их любят и принимают такими, какие они есть. Вне зависимости от оценок. Это самое важное.

— Чем, по твоему мнению, может быть вызвано такое нездоровое отношение к учёбе?

— На мой взгляд, нездоровое отношение к учебе, в большей степени, идет из воспитания. Когда родители не дают ребенку той самой безусловной любви, когда они обращают на него внимание только при каких-то достижениях, когда хвалят его только за хорошие результаты — тут и появляется фундамент для развития синдрома отличника. Кроме того, многие родители желают для своего ребенка лучшего будущего, но считают, что достичь его можно только с идеальными результатами. Это тот случай, когда ребенка отдают на всевозможные кружки, в музыкалку, спорт, художку и параллельно требуют идеальной успеваемости в школе. Ведь, по логике таких родителей, если ребенок успешен в этом сейчас, значит, в будущем для него будут открыты все дороги. Однако эта логика, безусловно, имеет свои недостатки, и, самое главное, такое отношение выучивает ребенка стремиться к лучшему. Но не по своему желанию, а потому что "надо". Потому что привык, что он это его достижения. Он - это его результаты. И в дальнейшем, чтобы хоть как-то получить для себя внимание, ребенок пытается изо всех сил использовать те способы, что ему доступны, а именно - наилучшие результаты.

Можно также отметить окружающую нас действительность, а точнее, культ продуктивности и вечной работы. Ведь сейчас, куда ни глянь, повсюду в интернете можно встретить тех самых успешных людей, которые работают с рассвета до заката, занимаются спортом, правильно питаются и, в целом, живут идеально. Вот данный культ идеальности, как по мне, также оказывает влияние на общество, ведь, когда насмотрелся красивых картинок в сети, загорелся, а потом получил где-то какой-то плохой результат, начинаешь задумываться, а что со мной не так? Почему люди вокруг не ошибаются, а я только и делаю, что совершаю ошибки? Вот этот момент тоже ведет к синдрому отличника.

— Как педагоги могут помочь студентам избежать этого синдрома и развивать здоровое отношение к учёбе?

— На мой взгляд, педагоги могут помочь в развитии здорового отношения к учебе, если не будут оценивать учеников только как учеников. Да, возможно, звучит странно и неформально, однако, когда преподаватели относятся к ученикам с пониманием, а не с исключительным требованием чего бы то ни было, так или иначе будет выстраиваться здоровая коммуникация. Именно педагоги, которые сами понимают, что учеба - это лишь один из аспектов жизни их учеников, могут воспитать правильное к ней отношение. На своем примере могу сказать, что очень важно во время учебы (и особенно во время экзаменов/сессий) слышать от педагога, что мы (студенты) не равны нашим оценкам. Что оценки не всегда отражают наши знания и умения, что это просто цифры. А мы (студенты) гораздо больше, чем цифры. Важным было услышать, что жизнь на экзаменах не заканчивается (помнится, как в первую сессию одна преподавательница настоятельно звала нас смотреть на цветущие яблони, вместо того, чтобы тратить дни и ночи за зубрежкой).

Также могу добавить, что важно, когда преподаватель в вас не сомневается и говорит, что ваша ценность не изменится с получением результатов. И тем более, что в вас никто никогда не разочаруется, даже если результаты будут не теми, что хотелось бы. Это снова о проявлении тех самых безусловных любви и уважения, которых многим недостает.

— Какие самые большие сложности при работе с детьми с синдромом отличника?

— Самые большие сложности, как по мне, это убедить ребенка, что он важен сам по себе. Отучить его от мысли ассоциировать себя со своими оценками. Именно эти установки обычно мешают детям спокойно учиться в свое удовольствие и делать ошибки (отсюда страх делать что-либо вообще, а в следствии, отсутствие прогресса).

— Ты сейчас заканчиваешь 2 курс, стало ли твое отношение и отношение твоих одногруппников к учёбе проще, чем в 11 классе или на первом курсе?

— Я думаю, что да, безусловно. На самом деле, поступив в вуз, я испытала невероятное облегчение от того, насколько здесь по-другому ощущаются оценки. Или, возможно, это было мое изменение отношения к ним. Но с 1 курса я почему-то решила, что больше гнаться за идеальными результатами я не хочу, мне больше нравится учиться в размеренном темпе и углубляться в то, что мне интересно. Признаюсь, пришло это не сразу и на первых порах все еще были эти бессонные ночи, круглосуточные зубрежки и прочее. Однако сейчас я, мне кажется, уже куда проще отношусь к оценкам и подхожу к ним с той мыслью, что это - не показатели моего ума, а возможность увидеть и понять, как у меня усвоился/не усвоился материал и на что стоит сделать больше акцента. Во многом это отношение сложилось благодаря преподавателям, с которыми я взаимодействовала в вузе и до этого в онлайн школе при подготовке к государственным экзаменам.

Rating 0 Просмотров: 358

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.