«Каждому спортсмену хочется признания общества»
Диана Горюнова, 3 июня 2024
Легкоатлетическая многоборка, призер Первенства России до 23 лет Яна Зайцева расскажет о свой спортивной карьере, многоборье, тренировках и альтернативных Олимпийских играх.
Что такое легкоатлетическое многоборье?
Многоборье - это одна из дисциплин легкой атлетики, которая включает в себя множество видов. Существует женское пятиборье, которое проходит зимой в крытом манеже, и семиборье, оно уже летом и на стадионе. Семь видов выполняются за два дня, а пять – за день. Бег с барьерами, прыжки в высоту и в длину, толкание ядра, бег 200 метров и 800 метров, метание копья – все включено в женское многоборье.
У мужчин включено десять видов летом и семь зимой. Добавляется метание диска, бег не 200 метров, а 400, и 800 метров также меняется на 1500. Также парни прыгают с шестом и бегут 100 метров. Все испытания они преодолевают в два дня.
Многоборцы – одна дружная семья, мы все друг друга знаем и помогаем. Соревнование – некий праздник для нас, который заканчивается кругом почета: бег по стадиону в медленном темпе, когда все держатся за руки и кричат «ура!», а зрители аплодируют нам за проделанную работу.
За что ты любишь и не любишь многоборье?
Зимнее многоборье мне нравится больше, потому что все проходит в один день, в отличии от семиборья. Я люблю если мучиться, то разом, а не растягивать это «удовольствие». Трудности бывают в том, что отдых маленький между видами, и ты не успеваешь элементарно восстановиться. Особенно после прыжков высоту. Когда уже все закончили, допустим, на высоте 160 см, ушли отдыхать, а ты прыгаешь до талого. Только закончил прыгать – а девчонки уже разминаются на ядре. Это самая большая трудность.
Летом мне очень сложно на второй день соревнований настроиться. Уже есть ощущение, что многоборье прошло в первый день, и нет чувства, что нужно сделать ещё три вида. Но есть и плюс: я выхожу спокойная, без волнения, как в первый день, так как самые важные виды уже прошли. Во второй день надо выжить. Летний сезон мне ещё не нравится из-за погоды, может быть жара, а в неё сложно выступать. Много энергии отнимает. Я отвлекаюсь на внешние факторы, например, ветер. Предпочитаю манеж, а не стадион.
Из чего состоит твой тренировочный процесс?
План тренировок у нас таков. Один выходной – воскресенье. Если период соревновательный, то может быть и четверг. Одна тренировка в день в Санкт-Петербурге, две тренировки на сборах. Летом особенно тяжело приходится, потому что семь видов выполнять нужно и достаточно сложно проработать каждый. Всегда есть чувство, что ты не успеваешь: что-то пропустили, не добегали, нужный объем не допрыгали, сделали недостаточно. Наверное, это единственный минус многоборья: в сезон ты входишь немного неуверенно. Но, как показывает практика, у тренера всё под контролем, и его план тренировок вполне рабочий.
Как ты думаешь, развито ли многоборье в России?
Скоро у нас будет Командный чемпионат России, и, судя по тому, что команды у девушек нет, можно сделать вывод, что многоборье не развито. По крайней мере, в Санкт-Петербурге. Конечно, есть много молодых спортсменок, но из старшего возраста никого. Среди мужчин – если только ребята из моей группы многоборцы. Больше никого.
Однако, если по стране смотреть, то, в принципе, многоборье развито. Но уделяется очень мало внимания. Оно часто проводится отдельным стартом, про него все забывают. Приезжает мало фотографов, СМИ не такие активные, трибуны пустые. В этом году соревнования в Петербурге и в Кирове проводились в одно и то же время, и такое ощущение, что всем было всё равно, что происходит в Кирове. Следили за стартом, который был в Санкт-Петербурге. И даже ВФЛА (Всероссийская федерация легкой атлетики – прим. редактора) не выложили в своем телеграмм-канале расписание многоборья в Кирове, хотя обычно они это делают. Мало кого интересует многоборье. На мировом уровне повеселее.
Кто для тебя тренер?
Тренер – это главное составляющее в жизни спортсмена. Без тренера не было бы ни спортсмена, ни результата, вообще ничего не было. Для меня тренер – как второй папа. Андрея Олеговича я считаю родным человеком. Потому что мы с ним работаем каждый день, он про меня очень много знает, я делюсь с ним своими эмоциями, он помогает мне по жизни, не только в спорте. Тренер – тот человек, который идёт с тобой к одной цели вместе, у вас одна мотивация; это великая профессия, не каждому она подвластна. Такая работа – целое искусство, я считаю.
Кто твой спортивный кумир?
Если честно, я вообще не люблю понятие кумир. Нельзя себя сравнивать ни с кем, это ведет к заниженной самооценке. У меня никогда не было кумиров, я никем не восхищаюсь. Да, кто-то показывает хорошие результаты, он молодец, но не более.
Могу выделить из российских спортсменов Машу Ласицкене, потому что она трудоголик.
Наших спортсменов вновь не допустили на Олимпийские игры. Что ты об этом думаешь?
Очень грустно осознавать, что потолком для наших спортсменов является чемпионат России, но, слава богу, что сейчас появилась альтернатива международным стартам – Игры Дружбы, которые будут проходить в сентябре. В июне игры БРИКС. Я считаю, что это прекрасная возможность российским спортсменам почувствовать себя на «а-ля международной арене», побороться с представителями других стран. Конечно, это не олимпиада и чемпионат мира. Печально, что, например, спринтер Кристина Макаренко всю жизнь стремилась к международному пьедесталу, и сейчас у нее нет соперниц в России. Она всегда первая, у нее нет мотивации, она не может показать свой максимум на дорожке. Нет соперников – следовательно, нет высоких секунд.
Пока без комментариев