English

Информационно-образовательный портал

Пророк на экране: рецензия на резонансный фильм о поэте

Елизавета Прохорова, 25 апреля 2025

«Пророк. История Александра Пушкина» — мюзикл Феликса Умарова, вышедший в 2025 году, представляет собой смелую попытку переосмыслить образ великого русского поэта. Фильм сочетает в себе элементы биографии, музыкального театра и современной поп-культуры, предлагая зрителю уникальный взгляд на жизнь Пушкина.

Новый взгляд на классика

Режиссёр Феликс Умаров стремился показать Пушкина не как недосягаемого гения, а как живого человека с его страстями, сомнениями и ошибками. По словам Умарова, он хотел избежать создания дистанции между зрителем и поэтом, сделав его образ более понятным и близким современной аудитории.

Юра Борисов, исполнивший роль Пушкина, не стремился к внешнему сходству с поэтом. Вместо этого он сосредоточился на передаче внутреннего мира героя, его эмоциональных переживаний и личных конфликтов. Борисов тщательно изучал дневники и письма Пушкина, чтобы глубже проникнуться его образом.

Музыкальное сопровождение и визуал

Фильм отличается необычным музыкальным сопровождением. Композитор Райан Оттер создал саундтрек, сочетающий в себе различные жанры — от рэпа и «фанкового» хип-хопа до джаза. Особое внимание привлекают рэп-баттлы между Пушкиным и графом Бенкендорфом, которые служат не только музыкальными номерами, но и средствами раскрытия конфликтов и идейных противостояний.

Визуально фильм напоминает работы База Лурмана и Дэмьена Шазелла, с яркими, насыщенными кадрами и динамичной хореографией. Костюмы, созданные Татьяной Патрахальцевой, передают моду первой трети XIX века, но имеют элементы современной карнавальности, что отражает театральность происходящего.

Сюжет и исторический контекст

Сюжет фильма охватывает ключевые моменты жизни Пушкина: учёбу в лицее, ссылки, восстание декабристов, отношения с Натальей Гончаровой, взаимодействие с Николаем I и дуэль с Дантесом. Однако акцент сделан не на хронологическом пересказе событий, а на внутреннем мире поэта и его личных переживаниях.

Интересным приёмом является изображение Жоржа Дантеса как отражение молодого Пушкина, что подчёркивает тему внутренней борьбы и самопознания.

Реакция критиков и зрителей

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» вызвал широкий спектр откликов как среди критиков, так и среди неискушенных зрителей. Некоторые критики отмечают, что использование современных музыкальных жанров и стилистики может оттолкнуть поклонников классического подхода. Однако многие зрители оценили свежий взгляд на образ Пушкина и эмоциональную глубину фильма. После выхода картины наблюдался рост интереса к биографии поэта, что свидетельствует о её влиянии на массовую культуру.

Кинокритик Юлия Шагельман из «Коммерсанта» отмечает, что фильм напоминает «рок-оперу на национальную тему», вдохновлённую мюзиклом «Гамильтон». Она подчеркивает, что в фильме удивительно мало стихов Пушкина, а музыкальные номера, написанные неизвестными авторами, не отличаются разнообразием. Тем не менее, Шагельман признаёт, что идея представить Пушкина как живого человека, близкого и понятного, вызывает интерес.

Кинокритик Сергей Сычев назвал фильм «интересной работой», отметив попытку создателей разрушить устоявшиеся стереотипы о поэте и представить его в новом свете, используя элементы американского мюзикла.

В то же время, рецензентка Катерина Воскресенская из «Спорт-экспресс» выразила мнение, что фильм далёк от реалистичности, а образ Пушкина остался размытым. Она отметила, что попытка избавиться от хрестоматийного образа поэта не привела к созданию нового, близкого зрителю образа.

Зрительские отзывы также разделились. На «Кинопоиске» рейтинг фильма составляет 6,9 из 10, при этом 55,56% рецензий положительные, 11,11% — негативные, а 33,33% — нейтральные. Положительные отзывы отмечают живое и эмоциональное исполнение роли Пушкина Юрой Борисовым и динамичность картины. Акцент в рецензиях сделан не просто на том, что роль исполнил полюбившийся зрителям известный актер, а на высоком уровне проделанной им работы в ходе подготовки к роли. В негативных отзывах критикуются слабый сценарий и незапоминающаяся музыка.

Лично мне фильм показался очень цельным — несмотря на жанровую эклектику. Первое впечатление было сродни попаданию в яркий, местами хаотичный, но внутренне честный сон: визуально фильм ошеломляет, музыкальные вставки действительно резонируют, особенно рэп-баттл между Пушкиным и Бенкендорфом — звучит как идея, которую не ждёшь, но в контексте фильма она работает. И если поначалу ты смотришь с настороженностью, то к середине начинаешь ловить ритм этого мира.

Что для меня особенно важно — это то, что образ Пушкина не оказался музейным. Он получился живым, местами уязвимым, местами резким, и в этом вся сила картины. Умаров не боялся спорить с каноном — и именно поэтому получилось нечто большее, чем просто «фильм о поэте». Это разговор с Пушкиным, но на языке XXI века. И, как мне кажется, он звучит убедительно.

Rating 5 Просмотров: 138

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Дизайнеры Клиники представили 20 концепций визуального оформления проектов для Ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ

17 апреля команда дизайнеров Клиники коммуникационных проектов СПбГУ презентовала дизайн-проекты для Санкт-Петербургской ...

Читать далее ...

Варвара Дерябкина, студентка 4 курса, о своём обучении и жизни в Южной Корее

В прошлом году Варвара Дерябкина воспользовалась студенческой мобильностью СПбГУ, благодаря которой ей ...

Читать далее ...

Дайджест событий ко Дню Победы

В Санкт-Петербурге 9 мая 2025 года пройдет множество мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал «Первая линия» является учебной редакцией Клиники коммуникационных проектов СПбГУ и площадкой для прохождения студентами клинической и производственной практики.