English

Информационно-образовательный портал

От переписки к переменам: как мессенджеры меняют общение между людьми

Дарья Нехорошева, 11 декабря 2021

Представьте, что в вашем смартфоне исчезли все мобильные приложения. Какие из них вы захотите восстановить в первую очередь? Если сразу вспомнили о WhatsApp, Viber и Telegram, то знайте, что вы не одиноки: более половины россиян тоже постоянно используют мессенджеры.

Мессенджеры набирают популярность

В октябре нынешнего года исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал материал о мобильных приложениях, которыми пользуются россияне. Выяснилось, что 59, 3% опрошенных ежедневно переписываются в WhatsApp. Это приложение считается самым популярным мессенджером в России: оно установлено у 74 миллионов человек. Востребованным становится и Telegram. Количество пользователей этого приложения увеличилось на 10,6% по сравнению с сентябрём 2020 года и составило более 50 миллионов человек.

Результаты ещё одного опроса, опубликованные на сайте anketolog.ru, показывают, что мессенджеры не только набирают популярность, но и становятся более востребованными, чем соцсети. Участников просили выбрать, какими мобильными приложениями они часто пользуются. Оказалось, что 87% опрошенных хотя бы изредка переписываются в WhatsApp. При этом 38% отметили, что используют этот мессенджер ежедневно. В VK постоянно заходят 20% участников опроса.

Наша редакция также решила узнать, какие мобильные приложения популярны в России. Мы провели опрос, в котором поучаствовало 116 человек. Их средний возраст составил 31 год. Результаты опроса подтверждают данные вышеупомянутых исследований. WhatsApp по-прежнему лидирует: 35 человек переписываются в мессенджере ежедневно. 17 человек ответили, что они наиболее часто используют Telegram.

Однако не все молодёжные соцсети готовы составить конкуренцию WhatsApp и Telegram. Приложения, которые считаются популярными у школьников и студентов – TikTok и YouTube – набрали только 11 голосов.

Мессенджеры стали удобнее социальных сетей

Десятые годы – время, когда социальные сети находились на пике популярности. В октябре 2016 года в VK каждый месяц заходило 95 000 000 пользователей. К 2021 году месячная активная аудитория сети сократилась на 24% и составила 73 000 000 человек. Пользователей мессенджеров, напротив, становится всё больше. В декабре 2019 года WhatsApp был установлен у 69 миллионов россиян. К 2021 году активная аудитория приложения увеличилась на 7%. Особенно стремительно растёт интерес людей к Telegram: в 2019 году 20,5 миллионов человек переписывались в этом мессенджере. В 2021 году более 50 миллионов человек используют Telegram – активная аудитория приложения увеличилось на 144%.

Падение популярности VK, как ни парадоксально, связано с возможностями, которые появились у пользователей. За последние два года соцсеть изменилась: теперь из приложения VK можно вызывать такси, заказывать еду, искать работу, смотреть короткие видео, пользоваться платформой «Здоровье», которая напоминает пить воду и принимать витамины. Вероятно, нынешнее руководство VK хотело сделать соцсеть максимально многофункциональной, дать пользователям всё, что нужно. Однако, судя по сокращению аудитории, сеть оказалась перегруженной, людей только раздражает огромное количество сервисов.

Помимо этого в VK появилась реклама, которая мешает слушать музыку и читать посты. В мессенджерах же пользователи почти с ней не сталкиваются. В WhatsApp рекламы нет вовсе – продвигать товары и услуги можно в специальном приложении WhatsApp Business. В Telegram реклама есть только в каналах. В октябре 2021 года Павел Дуров заявил, что скоро в мессенджере впервые появятся официальные рекламные сообщения. По словам создателя Telegram, пользователи не заметят изменений. Рекламные сообщения не проникнут в личные беседы или группы и будут соответствовать тематике канала, в котором публикуются.

Почему современные пользователи предпочитают мессенджеры соцсетям?

Дело в том, что раньше россияне заявляли о себе, искали новые знакомства в VK. Сейчас же создаётся впечатление, что люди «наигрались»: им больше не хочется сочинять оригинальные статусы и добавляться ко всем знакомым в друзья. Современным пользователям интернет-платформы нужны для того, чтобы обмениваться информацией, и для выполнения этой задачи отлично подходят мессенджеры: переписываться в WhatsApp и Telegram можно быстро, не отвлекаясь на статусы, фотографии и записи на стене.

Люди предпочитают мессенджеры соцсетям ещё и потому, что сбои в работе WhatsApp и Telegram случаются нечасто. На сайте downdetector. ru есть информация о том, что в октябре 2021 года WhatsApp зависал 9 раз. В работе Telegram в этом же месяце произошло 7 сбоев. Неполадки создают неудобства пользователям, которые решают в мессенджерах важные вопросы. Однако по сравнению с социальными сетями тот же Telegram работает достаточно хорошо: в октябре нынешнего года VK зависал 20 раз.

Как мессенджеры меняют общение между людьми

Есть мнение, что современные люди боятся быть навязчивыми, когда говорят с кем-то в реальной жизни. Можно предположить, что это происходит из-за частых переписок в мессенджерах. Во время офлайн общения бывает трудно определить, хочет собеседник поддерживать разговор или нет. В мессенджере же сразу становится понятно, как быстро человек реагирует на сообщение, отвечает он мгновенно или несколько часов спустя.

Также многие прибегают к онлайн общению из-за возможности контролировать переписку. Люди, которые используют мессенджеры, видят, как долго собеседник печатал сообщение, отслеживают время, когда он в последний раз был в сети. Потом пользователи привыкают постоянно получать информацию о друге по переписке, изнуряют себя навязчивыми вопросами из разряда «Почему он так долго не отвечает?», «Зачем она заходила в сеть в 5 утра?». Привычка контролировать собеседника затрагивает личные взаимоотношения отношения между людьми, уничтожает доверие даже внутри семьи. По словам Джана Этторе Гассани, президента Итальянской ассоциации семейных юристов, в Италии 40% браков распалось из-за сообщений в WhatsApp: супруги читали переписки друг друга.

Помимо этого человек, отправляя сообщения в мессенджере, может тщательно обдумать свой ответ, спустя время отредактировать его. В реальном общении же такой возможности нет. Отвечать собеседнику нужно мгновенно, не подбирая слов, поэтому живое общение для многих перестаёт быть приятным.

Получается, тот, кто разговаривает с собеседником офлайн, может легко проявить бестактность, ошибиться, неверно передав мысль. Общение в сети же не спонтанно, его легко контролировать – поэтому оно комфортно.

Постоянное использование мессенджеров: плюсы и минусы

Приводит ли популярность WhatsApp и Telegram к тому, что современные люди отвыкают от живого общения? Кажется, да, и особенно эти слова справедливы для молодых людей, со школьного возраста привыкших использовать интернет-платформы. Ещё в 2014 году НИУ ВШЭ опубликовала на научно-образовательном портале IQ исследование о молодых кадрах, недавних выпускниках университетов. Работодатели отмечали, что 64% начинающих специалистов не умеют общаться с клиентами. Это исследование проводилось семь лет назад. Но, судя по тому, что мессенджеры становятся всё более востребованными, к 2021 году коммуникативные навыки молодёжи вряд ли улучшились.

Иногда мессенджеры, наоборот, объединяют людей и помогают решать проблемы – не в виртуальном, а в реальном мире. В июле 2021 добровольцы из Астрахани собрали на берегу Волги 20 мешков мусора и привели в порядок набережную в посёлке Стрелецкое. О встрече они договорились в мессенджерах.

Кроме того, в Telegram появилось много познавательного контента, и он привлекает внимание больших аудиторий. Например, на канал «Бесплатное образование», где публикуются анонсы курсов и лекций, подписано более 387 тысяч пользователей.

Мессенджеры на самом деле стали частью жизни. Они меняют общение между людьми, как это делали печатный станок, радио и телевидение. Но, если полностью не заменять переписками в WhatsApp и Telegram живое общение, мессенджеры будут только решать проблемы, а не создавать их.

Rating 3 Просмотров: 2720

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором которой выступил Игорь Кузьмичев — историк, создатель и автор телеграм-канала ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.