English

Информационно-образовательный портал

Кто кого? Как жители Башкортостана борются за экологию, а правительство – за экономику

Алсу Ибрагимова, 6 июля 2022

Кто кого? Как жители Башкортостана борются за экологию, а правительство – за экономику

Химическая промышленность Республики Башкортостан привлекает новые инвестиции, значительно пополняет бюджет региона. Но неконтролируемые выбросы химических веществ вызывают у населения симптомы отравления, головные боли и, накапливаясь в организме, ухудшают здоровье – вплоть до злокачественных и дыхательных заболеваний. Действительно ли этот конфликт непримирим и победитель в этом столкновении интересов будет один?

Крик задыхающегося

Теплая волна ветра покачнула молодую листву, сквозь трепещущие кроны опускались ослепляющие лучи солнца. Вдали густым курчавым дымом тлели промышленные трубы, словно раскуренные сигареты. Пар не рассеивался в воздухе, он сгущался в темную неподвижную тучу. Майский ветер порывался смахнуть нависший над Стерлитамаком едкий дым, но лишь сильнее разносил его по окрестностям.

«Добрый день! Пишем из деревни Байрак, Стерлитамакский район. Сегодня сильный туман, запах газа и аммиака. Двое детей всю ночь рвало». «Сегодня в Стерлитамаке химическая вонь на улице, выйдешь из дома – начинает першить в горле, появляется сухой кашель». Экоактивисты двух башкирских городов – Стерлитамака и Салавата – быстро реагируют на новые комментарии жителей − в группе ВКонтакте появляется новая запись: «Если Вы тоже чувствуете запах газа, пишите в Роспотребнадзор и звоните в ЕДДС» (Единая дежурная диспетчерская служба предназначается для сбора от населения и организаций сообщений о происшествиях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения, определения экстренных мер для ликвидации последствий бедствий, а также обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. – прим. ред.). К записи приложены шаблоны обращения, ссылки для регистрации жалоб, номера ЕДДС и МЧС.

− Я звоню в надзорные службы, потому что боюсь задохнуться. Дело не просто в неприятном запахе. Воздуха не хватает, я задыхаюсь. Звоню, чтобы выжить, от безысходности, − Ольга Баландина, флагман экологического движения «Стерлитамак, Дыши!», поправляет на себе плюшевый халат. Она говорит негромко и устало.

В конце осени прошлого года в социальной сети ВКонтакте развернулась деятельность группы «Стерлитамак, Дыши!». Ольга была в числе основателей этого движения. Проработав несколько лет на химическом предприятии инженером-экологом, она ушла, потому что на этой должности повлиять на экологию города не могла.

Стерлитамак и Салават находятся на Юге Республики Башкортостан, основная промышленность городов химическая. В окрестностях действуют четыре предприятия: АО «Синтез Каучук», АО «Стерлитамакский нефтехимический завод», АО «Башкирская содовая компания», ООО «Газпром нефтехим Салават». В воздухе регулярно регистрируют превышения допустимой концентрации химических веществ (предельно допустимая концентрация химических элементов и их соединений в воздухе, которая не вызывает рефлекторных реакций, не влияет на здоровье человека и его генетику. – прим. ред.). Это не новость для жителей республики, но проблема, с которой все мирились.

В 2020 году жители Башкортостана в результате протестов добились остановки добычи «Башкирской содовой компанией» известняка на шихане Куштау, природном памятнике. «Отстояли Куштау – отстоим и чистый воздух!» − говорила Ольга. Полтора года она ведет переписки с химическими предприятиями городов, с контролирующими органами: Роспотребнадзором, Росприроднадзором, Природоохранной прокуратурой, Росгидрометом. За это время Роспотребнадзор расширил перечень измеряемых веществ, руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова распорядилась провести внеплановую проверку ООО «Газпром нефтехим Салават», предприятие было оштрафовано за незаконное использование новой установки, весной состоялось несколько заседаний в Курултае РБ, где обсудили экологическую обстановку городов и предложили установить в течение года станции контроля за качеством воздуха. Но главное – в течение полугода активисты «Стерлитамак, Дыши!» объясняли населению, что жить в неблагоприятных экологических условиях опасно. И жители все охотнее ставят подписи в очередном обращении к государственному лицу.

В апреле стало известно, что в республике будет построено новое химическое предприятие по переработке углеводородных газов в ароматические углеводороды. Это производство получило отрицательное заключение общественной экологической экспертизы. Также зимой приняли решение о строительстве другого химического предприятия − производства цетаноповышающих присадок для дизельного топлива.

− В воздух будут выбрасывать оксиды серной и азотной кислоты и те вещества, которые уже выбрасываются другими предприятиями. Азотка соединится с нашими непредельными углеводородами, и получится пероксиацетилнитрат, а это вещество вызывает фотохимический смог, − Ольга заколкой собирает пряди в высокую прическу, рассматривает ворс на своем халате. Ей больше нечего сказать.

За что боремся?

Башкортостан называют второй Швейцарией. Холмистые равнины, горные ландшафты возвышаются рядом с обширными полями, и меж ними извиваются реки. Чтобы насладиться красотой башкирской природы не нужно выезжать далеко за город, крайняя остановка городского транспорта – и здесь уже трепещет гладь реки Белой, её с двух сторон охраняют раскидистые деревья. Летом в Белой даже у городской черты удят рыбу и купаются, освежаясь от жары. Но все же большинство знает, что лучше уехать подальше загород: «Башкирская содовая компания» сбрасывает в реку отходы производства, в том числе ртуть.

Здоровье – главный человеческий ресурс, и жители южных городов Башкортостана обеспокоены тем, что лишаются его. В Стерлитамаке отмечается рост умирающих от злокачественных заболеваний, от заболеваний органов дыхания. Исследователи связывают это с экологической обстановкой города (Балберова О.В., Марзагалин Т.Ш., Никитина О.А. Медико-демографические аспекты общественного здоровья населения г. Стерлитамак, Республики Башкортостан. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2016 – прим. ред.).

Ольга в свободное время «рисует таблички»: сводит списки веществ, выбросы которых предприятия должны замерять и выбросы которых замеряют. На собственном приборе экоактивисты контролируют качество воздуха по нескольким веществам, выбросы которых предприятия не измеряют, и в вечернее, ночное время суток, когда лаборатории производств уже не работают, а выбросы увеличиваются. Активисты находят повышенные концентрации стирола, толуола, винилхлорида, метанола, изопрена, фенола. Росгидромет регистрирует превышения выбросов бензола, этилбензола. Роспотребнадзор – фенола и гидрохлорида. Эти вещества раздражают слизистые, влияют на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Между тем в реке Белой плавают молекулы ртути, они проникают в почву, из почвы − в капилляры растений, ими питается скот, скотом и его молоком – человек.

− Даже при нормальной ПДК выбросов наблюдается кумулятивный эффект загрязнения: он удваивается в воде, учетверяется в рыбе, в восемь раз увеличивается в человеке, − объясняет Юрий Сергеевич Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый Крест».

Выбрасываемые предприятиями вещества накапливаются в почве, тканях животных и растений, в организме человека – вне зависимости от того, соблюдают ли химические производства нормы предельной концентрации выбросов. До тех пор, пока в окружающую среду будут выбрасываться химические вещества, здоровье человека будет постепенно ухудшаться. «Просто бороться за соблюдение ПДК не имеет смысла», − заключает руководитель «Зеленого Креста».

Благими намерениями выстелена дорога

Переход возобновляемых ресурсов в невозобновляемые наблюдается во всем мире. Чистая пресная вода, чистый воздух, плодородные почвы, растительность, здоровый генетический материал человека подвергаются разрушительному воздействую до того, как успевают полностью восстановиться. Это приводит к тому, что качество этих ресурсов все время снижается – и будет снижаться до тех пор, пока негативное влияние не будет ограничено.

Если остановить химические производства, то значительная часть населения останется без работы, а бюджет региона опустеет. Задача правительства РБ – развивать экономику республики, повышать уровень благосостояния граждан. Чем больше бюджет, тем больше у региона возможностей финансировать медицинские, образовательные учреждения, научные исследования, обслуживать и развивать городскую среду: строить площадки отдыха и досуга, ремонтировать дороги, закупать новый общественный транспорт и т.д. За последние несколько лет башкирские города действительно похорошели. Например, за последние три года организация «Институт развития городов Башкортостана» благоустроила общественные пространства в пяти башкирских городах, и в процессе строительства находятся еще 18 объектов, не считая проектов в столице республики. Все это было бы невозможно без инвестиций в бюджете Башкортостана.

Инвестиционные стратегии регионов в первую очередь учитывают инвестиционный потенциал территории. Богатые земельный фонд и минерально-сырьевая база Башкортостана обеспечивают высокий инвестиционный потенциал. Кроме того, в республике созданы особые экономические зоны, облегчающие порядок реализации промышленных проектов (ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития) в городах Нефтекамск, Благовещенск, Белебей, Белорецк, Кумертау и ОЭЗ (особая экономическая зона) промышленно-производственного «Алга» на территории Стерлитамакского и Ишимбайского районов – прим. ред.). В Башкортостане готова инфраструктура для новых химических производств, также есть необходимые природные и трудовые ресурсы. Можно ли отказаться от направления развития региона, которое так долго и дорого прорабатывалось?

Другое дело, что человек становится невозобновляемым ресурсом, при интенсивном неблагоприятном воздействии окружающей среды здоровье жителей Стерлитамака и прилегающих регионов из поколения в поколение будет ухудшаться. Факт появления экологического общественного движения уже говорит о том, что не всё население готово жить в области с плохой экологией. Постепенно все больше людей понимает опасность воздействия на организм выбросов химических предприятий. И если взрослое население неохотно меняет привычный уклад жизни, то молодежь легче покидает регион.

Если взглянуть на долгосрочную перспективу развития Республики Башкортостан в ключе разработки химической промышленности, то станет ясно, что больше всех проигрывает не население. Оно может переехать, чтобы обезопасить здоровье. Правительству же придется решать проблемы с истощением сырьевых запасов, недостатком здоровых трудовых ресурсов на появляющихся рабочих местах. Кроме того, при развитии химической промышленности велики альтернативные издержки экономики республики – бюджет региона получает меньше прибыли, чем мог бы при ином использовании природных ресурсов.

Победа – одна на всех

Одни и те же ресурсы можно использовать по-разному, и из них можно извлекать разную прибыль. Эколог Юрий Щевчук предлагает поразмышлять:

− Что мы можем сделать с лесом? Мы можем его срубить и продать древесину. А можем лес оставить, разбить пасеку, обустроить базу отдыха, собирать грибы и ягоды на продажу, ловить рыбу и так далее. Побочное лесопользование выгоднее основного в четыре раза, − говорит руководитель Северо-Западного «Зеленого креста».

Юрий Сергеевич объясняет, что единственный способ сохранить экологию и темпы роста экономики региона – перейти к использованию территорий неразрушающими методами. Такой способ стоит в основе концепции устойчивого развития территорий – такого развития экономики, при котором обеспечивается безопасность и благоприятность жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов в интересах следующих поколений.

− Главная проблема человека – неумение планировать цели в долгосрочной перспективе: нет полного понимания, где находимся, и, конечно, нет понимания, куда мы движемся. Никто не знает, как можно жить иначе, а мы должны думать о том, в какой точке окажемся через несколько лет при таком использовании ресурсов. Если замучить природу, то она помрет. Если республика продолжит развивать химическую промышленность, будет ли у нее достаточно здоровых профессиональных кадров? – спрашивает эколог.

Юрий Шевчук разработал систему рационального природопользования для Ленинградской области, и регион полностью избавился от опасных производств. Учитывая то, что для правительства Башкортостана важно обеспечить доходность предприятий региона, можно смело говорить о том, что отказ от химической промышленности откроет новые, более эффективные и прибыльные, пути использования имеющихся ресурсов. Осваивание нового направление развития региона потребует больших расходов. Но это как в старом детском эксперименте: съедим ли мы зефир сейчас, или подождем день – тогда у нас будет два зефира?

Переход к рациональному природопользованию в долгосрочной перспективе минимизирует риски истощения природных и трудовых ресурсов, обеспечит бóльшую наполняемость регионального бюджета, благоустроенность городской среды, улучшение качества жизни и здоровья населения. Кроме того, Республика Башкортостан – регион, в котором зарегистрировано около ста природных памятников – зоологических, ботанических и дендрологических. Это наследие нужно беречь, а не разрушать.

Устойчивое развитие региона – та цель, ради достижения которой смогут объединиться жители республики и правительство, поскольку будет достигнута экологичность производств и высокие темпы развития экономики региона. Как показал опыт, население южных городов Башкортостана готово бороться за свои интересы, и лучше, когда такой борец − союзник. Путь будет непростым и некоротким, но ведь не зря простая человеческая мудрость говорит: «Вместе нам всё по плечу».

Rating 5 Просмотров: 1966 | Комментариев: 1

Комментарии

Правдоруб 25 июля 2022

Люди продают квартиры и уезжают. Цена на квартиры низкая по республике. Это какой то ад и геноцид

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.